Екатерина ПЕТРОВА, директор по аналитике и маркетинговым концепциям PIONEER:
Одним из ключевых факторов, влияющих на решение о покупке, является планировка квартиры. С развитием рынка новостроек и усилением конкуренции девелоперы стали уделять больше внимания квартирографии и планировкам. Мы наблюдаем, как изменяется подход застройщиков к организации пространства: «фишки», которые раньше относились исключительно к элитному сегменту, постепенно проникают в премиальный и бизнес-классы, а порой и в более доступные категории.
Ярким примером служат мастер-спальня, где в единый блок соединяются гардеробная и санузел. Изначально такие решения можно было встретить лишь в самом дорогом сегменте, ценящем приватность. Сегодня мастер-блоки становятся практически обязательными для новостроек премиум и бизнес-классов и даже встречаются в отдельных проектах комфорт-класса. В бизнес-классе этот формат может быть немного изменен: вместо гардеробной зачастую предусмотрена ниша для шкафа, а санузел остается при спальне. Основной причиной такой экспансии является высокий спрос со стороны покупателей, особенно семей. Кроме того, следует отметить увеличение числа вспомогательных помещений: застройщики стараются включать гардеробные или постирочные в квартиры всех классов. Из элитного сегмента приходит и жилье нестандартных форматов: лоты с террасами, окна в санузлах и гардеробных, двухуровневые квартиры и пентхаусы — многие из этих элементов активно внедряются в бизнес-класс, повышая статус проектов.
Еще одной интересной тенденцией стало возвращение к проектированию летних помещений в квартирах. Несколько лет назад девелоперы активно отказывались от балконов и лоджий, считая их востребованность переоцененной и увеличивающей общую площадь, а значит, и бюджет покупки. Прогнозировалось, что летние помещения должны заменить гардеробные и расширенные окна. Однако вскоре стало ясно, что балконы или лоджии для многих жильцов необходимы и стали важным элементом образа жизни. Период изоляции также сыграл свою роль: многие люди начали работать удаленно и стали больше ценить летние пространства. Текущие опросы показывают, что более 70% покупателей нуждаются в балконах и лоджиях, которые используются не только для отдыха на свежем воздухе, но и для создания кабинетов или спортивных залов. В результате такие дополнительные помещения активно появляются во многих новых проектах всех классов. Например, в премиальном проекте SHIFT летними помещениями обладает большинство квартир. На них предусмотрены оборудованные места для озеленения, где можно высаживать кустарники и деревья в кадках. В некоторых проектах на балконах встроены горшки для цветов или террасы уже оснащены частичным озеленением.
Важно отметить и изменения в квартирографии. Еще 5-7 лет назад площади студийного типа встречались лишь в массовом сегменте. Однако в последние годы в связи с изменением портрета покупателя и увеличением числа несемейных молодых людей в бизнес- и премиум-классах студии стали неотъемлемой частью предложений в обоих сегментах. Более того, небольшие лоты традиционно привлекают инвесторов.