Представьте, что не персонаж вашей игры, а вы сами попадаете в виртуальный, тщательно созданный мир. Смешение цифрового пространства «Великолепного Эрмитажа» и реального пространства «Цеха» создает тот эффект размытости границ привычного мира, эффект удвоения, который Мишель Фуко называл «другим пространством».
Проект «Великолепный Эрмитаж» — то самое «другое пространство», которое обнимает, охватывает зрителя с первых его шагов. Фасад Зимнего дворца в переменчивом свете дня и века (правда, в масштабе 1:30) тут вместо вступления. Вступив в первый зал, зритель оказывается внутри круговой проекции Иорданской лестницы, Георгиевской залы и Гербовой залы, Галереи героев войны 1812 года и Лоджий Рафаэля. Сам дворец (от плафонов потолка до паркета под ногами), точнее его цифровая копия, пленяет не одним великолепием, но именно «реальностью» иллюзии. Иначе говоря, великолепие иллюзии — одно из важнейших переживаний этого проекта.
Нет, разумеется, дальше будет все, как любят экскурсоводы. Посмотрите направо, посмотрите налево. Направо — «Мадонна Литта» Леонардо, налево — «Мальчик с лютней» Караваджо. Обратите внимание на мраморные скульптуры… И, конечно, на часы «Павлин», которые придут в движение. На этот раз — благодаря технологии motion capture.
Но уже в следующем зале задвигается не только «Павлин», но и персонажи картин на картинах. Про то, как может улыбаться «Мона Лиза», все уже знают. Но тут картины не столько оживут, сколько сама живопись двинется в сторону кино. Причем отнюдь не Великого немого. Как в спектакле-променаде здесь зазвучат голоса современников персонажей, исторических личностей, авторов. Музыка тоже будет.
Очевидно, эта великолепная «другая реальность» мигрирует в сторону кино и театрального спектакля, предлагая путешествие не только между залами Эрмитажа и залом «Цеха», но и между музеем и театральным залом.
Ну а как же скромное обаяние подлинника? А за подлинником надо ехать в Петербург. Но нельзя стремиться туда, не знаю куда. Стремиться можно к тому, о чем имеешь представление. Пусть неполное, пусть похожее на сон или мечту. Или — видеоигру на экране.
В этом смысле «Великолепный Эрмитаж» не копия и не замена счастью посещения Зимнего и взятия на заметку работ в Генеральном штабе. Он скорее приглашение к путешествию.
Но слова «В Эрмитаж! В Эрмитаж!», звучат, согласитесь, как рефрен из старой пьесы. Правда, пьеса про XXI век еще не написана. Эрмитаж в этой несуществующей пьесе как волшебный замок, где спрятаны тайны культуры России, для которой код да Винчи, Караваджо и Ван Гога воспринимается как родной. И встреча этой России с волжским богатым торговым, промышленным и университетским центром естественна, как встреча Волги и Оки.
В конце концов если Петербург — Северная столица, то Нижний Новгород — культурная столица 2024 года. Вот и встретились две столицы. Там, где течет река Волга и где Эрмитаж великолепен.