«Правила Филиппа» — прекрасная иллюстрация современной российской кинематографической тенденции — искать на отечественных просторах своего «Человека дождя». Стали появляться один за другим фильмы и сериалы об особенных людях.
«Одна такая классная» — сериал уже вышел в онлайн — кинотеатре Kion. «Фарма» — сериал на подходе, появится осенью, после фестиваля «Новый сезон» на платформе Premier. В самой программе фестиваля «Окно в Европу» — не один проект на эту тему. И, если уж говорить о таких, то в них, как правило, всегда есть здоровая и нездоровая конъюнктура. Пример здоровой конъюнктуры в фильме Романа Косова — первая часть картины и сам замысел — рассказать о двух людях, которые не становятся в обществе полноценно своими. Это Филипп — молодой человек с синдромом Дауна, в этой роли — Григорий Данишевский — и таджичка Мархамат (Елена Ербакова).
Филипп живет с любящей мамой (Юлия Яблонская), посвятившей ему жизнь. Отец (Константин Юшкевич), как это часто бывает в случаях, когда ребенок — не такой, как все, семью бросил. Но мать вынуждена работать, а строгая служба опеки в лице героини Полины Кутеповой требует нанять для Филиппа сиделку. Причина — парень проштрафился — украл чучело птицы из музея. Тогда-то в жизни мамы и сына появляется Мархамат, которая предпочитает работу сиделки тяжелому труду посудомойки в ресторане. При этом у Марахамат конфликт с собственной матерью, недовольной тем, что дочь сбежала из большой семьи, где были нужны ее руки, в Москву.
Григорий Данишевский — невероятно располагающий к себе актер — при виде его сердце наполняется нежностью, однако авторы фильма это эксплуатируют нещадно. Пример нездоровой конъюнктуры в картине — то, что не доведены до конца линии, которые могли бы составить смысл, вместо этого начинаются «пережимы» по части «доброты, светлоты и милоты», что оставляет зрителей в некоем недоумении и недоверии.
Линий в фильме, которые цепляют — и их можно было бы довести до логического совершенства — несколько. Прежде всего, это судьба матери Нины. Каково живется таким, как она, которые без помощи мужей занимаются особенными детьми? Зачем-то авторами придумана лишняя смертельная болезнь, хотя и так ясно, что такие родители живут в постоянном страхе и тревоге — что будет с их детьми, когда их самих не станет: неужели государственные интернаты с чужими равнодушными людьми или что похуже — в такой еще нужно устроиться? В этом плане можно было обойтись одним штрихом, одной деталью, которая есть в фильме — Нина пьет таблетки (возможно, успокоительные антидепрессанты), чтобы держаться всегда в форме. Но авторы ушли не туда.
То же самое касается главного героя. Филипп мечтает стать баристой — делать кофе для людей. Само исполнение этой мечты, когда в фильме находится для этого подходящее время — выглядит натянутым и неправдивым. Вместо того, чтобы давать зрителям надежду, оно разочаровывает. Увы, но приходится признать, что предыдущие актерские работы Данишевского — в коротком метре «Уличное освещение» и Ербаковой — полный метр «Сердце пармы» — более знаковы для обоих артистов.
Кадр из фильма «Правила Филиппа». Фото: Правила Филиппа
В целом, по отношению к «Правилам Филиппа» можно еще пожалеть, что не доведена до конца тема, которая есть в одном из ярких отечественных короткометражных фильмов, также посвященного отношению к людям особенным. В нем показан конфликт матери и сиделки. Мать относится к сыну как к больному, а молодая сиделка — как к здоровому человеку — со своими желаниями и пристрастиями. В «Правилах Филиппа» эта линия сглажена настолько, что в итоге проскальзывает, неспособная ни зацепиться, ни зацепить.
Фильму «Ласточка» перед фестивалем в Выборге была дана «фора» — картина демонстрировалась на фестивале в Шанхае. К тому же он — редкая по нынешним временам копродукция (Россия — Казахстан — Италия). Но это работает, скорее, на продюсеров, чем на авторов. И в данном случае — по отношению к этой картине — разбирать продюсерский кейс куда интереснее, чем авторский.
Но начнем со второго. Четыре несчастливых человека — главная героиня Карлыгаш («Ласточка» в переводе с Казахского) страдает от опостылевшей жизни в казахском ауле в степи. Постоянно обслуживать мужчин в семье и спрашивать на все разрешения — ей больше не по моральным силам. Муж Ильяс (Елжас Рахим) — видит, что жена его не любит, и весь фильм решает дилемму — не совершил ли он роковую ошибку, женившись на ней, а не на местной красавице по имени Айна (Толганай Талгат). Так, в свою очередь несчастлива от того, что любимый принадлежит по закону другой. И четвертый несчастливый — француз Луи (Владимир Консиньи), которому скучно в Европе, и он путешествует, чтобы занять пустоты в душе. В данном случае — держит путь в Монголию, а в Казахстане его машина тревожного красного цвета ломается, и он застревает в гостеприимном доме местных на несколько дней.
Если за что и хвалить кино, так это за локации, но тут нужно говорить «спасибо» Казахстану. И за операторскую работу. Хотелось бы похвалить и режиссера, но мешает раздражение — картина просто калька с классики. Она настолько перекликается с фильмом «Мосты округа Мэдисон», что зритель бурчит себе под нос — хоть бы профессию героя сменили: Луи — также фотограф.
Два часа — неоправданный хронометраж для такой картины, которая даже не позволяет помедитировать, настолько не веришь в происходящее. Зухара Сансызбай, играющая главную роль, не вписывается в реалии местечковой жизни. Она на своем месте только когда позирует фотографу в фотосессии на природе. Домашнюю работу выполняет недостоверно — скорее также позируя, чем играя. И также тут — тот случай, когда предыдущая работа актрисы — в фильме «Продукты 24» — более достоверна, и в портфолио явно ее стоит ставить на первый план.
Вернемся к продюсерскому кейсу и нездоровой конъюнктуре. Опытные продюсеры (за фильмом стоит «ВГИК-Дебют») сделали очень точный расчет на этническое кино и на востребованный поворот к Востоку и Азии. Более того, тема духовного становления женщины, вера ее в себя, весьма востребована на международных фестивалях. Аплодисменты — что и говорить.
А режиссеру хочется посоветовать посмотреть фильм «Чайки» Эллы Манжеевой, который затрагивает все те же темы и направления, но сделан куда более талантливо. И внимательно изучить себя в зеркало, как делает главная героиня «Ласточки» — так, чтобы разглядеть и свой талант (а он явно есть), и свою судьбу. И как Карлыгаш взять в руки видеокамеру (в переносном смысле — оператором становиться не обязательно) и пойти своей дорогой, не уступая никому и ничему. Продюсерам — в первую очередь.