Минцифры совместно с правоохранительными органами, Банком России, финансовыми организациями, операторами связи и ведомствами создают платформу, которая должна защитить граждан он телефонных мошенников. Платформа позволит оперативно противодействовать мошенникам в интернете и телефонным мошенникам, навязыванию услуг, фишингу. Автоматизировать взаимодействие уполномоченных органов и организаций, в том числе мониторинг утечек персональных данных, и бороться с мошенниками в Cети заранее — превентивными мерами. В минцифры сообщили, что первый этап создания платформы планируется завершить к концу 2026 года.
Платформа должна дополнить работу системы «Антифрод», разработанной Роскомнадзором, которая пресекает вызовы с подменных номеров. Еще одно направление противодействия — борьба с «серыми» SIM-картами, которые используются злоумышленниками в «индивидуальном» порядке и в рамках «симбоксов» — своеобразных шлюзов, одновременно использующих десятки или сотни SIM-карт.
Пока же банки пытаются в индивидуальном порядке решать такие проблемы, например при помощи собственных сервисов определения номера. Еще один мощный тренд — «забалтывание» мошенников. Здесь применяются как роботы, так и энтузиасты, считающие, что таким образом они могут оттренировать собственные навыки общения с мошенниками, при этом ничем не рискуя.
Фабрика человекоподобных роботов — это проект Т-Банка с ботами, которые отвлекают мошенников от обмана людей, удерживая их на телефонной линии как можно дольше.
«Когда мы знаем, что пользователю звонит мошенник (исходя из нашей обширной базы номеров), мы сразу переводим его на одного из роботов, не допуская до абонента. Для разработки Фабрики роботов была создана специальная модель на базе искусственного интеллекта. Модель провела анализ 40 тыс. минут звонков мошенников, а также скрипты их разговоров, фразы-триггеры, после которых злоумышленники готовы продолжить разговор, и эмоциональную реакцию мошенников на разные сценарии событий», — пояснили «РГ» в пресс-службе банка.
Там пояснили, что на основе собранного массива данных с участием экспертов-психологов были созданы роботы-персонажи, каждый из которых обладает своим характером и специально разработанными речевыми уловками по удержанию мошенника на линии. «С начала запуска роботы нейтрализовали 250 тыс. мошенников и проговорили с ними 1 млн минут. Среднее время удержания мошенника на линии — 4 минуты».
Метод «забалтывания» далеко не новый и относительно эффективный способ борьбы с мошенниками, отмечает Александр Вураско, заместитель директора центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA, ГК «Солар».
«Забалтывание отнимает у злоумышленников время и снижает КПД криминального бизнеса. Подобные приемы использовались еще 20 лет назад борцами с нигерийскими письмами, которые вступали в переписку с мошенниками под видом жертв и тратили их время на пустую болтовню», — говорит эксперт.
С этим согласен Федор Чунижеков, руководитель исследовательской группы Positive Technologies. Он обращает внимание на один важный аспект: после грубого разговора злоумышленники могут «отомстить», заваливая людей спамом. И с этой точки зрения оптимально, когда с мошенниками общаются боты или анонимные собеседники. «При таком подходе снижается риск попадания пользователей в список «умников». Также недавно появилась технология фрод-рулетки, способная перехватывать звонки мошенников и анонимно переадресовывать их участникам сервиса. Участники в ходе таких звонков могут улучшить свои навыки противодействия мошенникам, что является хорошей практикой для защиты своих денежных средств и данных», — поясняет эксперт.
«Фрод-рулетка» — технология, разработанная «Т-банком». «Когда мы понимаем, что звонок мошеннический, мы можем не отправлять его на абонента, с которым хотят связаться злоумышленники, а перевести его на «игрока» во «фрод-рулетку». Человек знает, что разговаривает с обманщиком, и не попадется на его удочку. Хотя бы элементарно потому, что мошенник в этот момент звонит совершенно другому человеку и пытается оперировать совершенно другими персональными данными. Обман человека невозможен даже чисто по техническим причинам. «Фрод-рулетка» начала менять в корне сценарий взаимодействия людей с мошенниками. Хищник, то есть мошенник, сам становится добычей: он попадает в зависимость от пользователя, который теперь сам играет с преступником в кошки-мышки, причем абсолютно безопасно для себя», — пояснял принцип работы сервиса в интервью «Известиям» вице-президент «Т-Банка» Алексей Бакланов.
Образец диалога
— Афанасий Петрович? Добрый день, вас беспокоит технический отдел ВТБ банка…
— Алло! Говорите! Я слушаю! Алло! Здравствуйте! Вы слышите меня? Подождите, я сейчас очки одену. Ну, где они?
— Какие очки? Зачем они вам?
— На кухне, что ли, оставил.
— Вы слышите меня или нет?
— Сейчас, подождите, пожалуйста. Подождете?
— Так, а для чего вам очки? Я понять не могу.
— Алло! Так, и где наши очки? Представляете? Наверное, опять куда-то завалились. Ну, ладно, потом поищу. Сейчас они мне, наверное, и не понадобятся, да? Так, слушаю. Говорите, что там?
— Вас беспокоит технический отдел ВТБ банка. Меня зовут Данил. Я связываюсь с вами касаемо заявки на смену финансового номера телефона. Ваш номер с окончанием 8602 меняется на номер с окончанием 8086. Вы изменение подтверждаете?
— Я что-то не понял. Повторите, про пенсию там, да?
— Какую пенсию? Вас беспокоит технический…
— Не понял ничего. Вы не знаете, как громкость на телефоне сделать? О, все сделал. Скажите еще раз.
— Вас беспокоит технический отдел ВТБ банка. Меня зовут Данил. Я связываюсь с вами касаемо заявки на смену финансового номера телефона. Вы меняете свой текущий номер на номер с окончанием 8086. Вы подтверждаете данное изменение?
— Подождите, я жену позову. Я не понимаю в этом. Мать, тут звонят. Иди ответь.
— А жена здесь причем? Вы понимаете, я с вами связываюсь.
— Чего она там? Мать! Телефон, говорю, звонит. Узнай, чего хотят-то. Я не понял. Ах, она в сберкассу ушла же. Попозже перезвоните. Слышите меня?
— Да ну, позже я не могу перезвонить, потому что я уже связался с вами. Мне нужно помочь вам решить данную проблему. Вы это понимаете или нет? Вы это понимаете?
* * *
— Алло, Анастасия Эдуардовна?
— Сейчас, секундочку, здесь, пожалуйста. Дима! Дим! Выйдите, пожалуйста, из ракеты. Я тебя прошу. Ладно? Всё, бегай так, чтобы я тебя видела. Всё, давай.
-Анастасия Эдуардовна? Полиция вас беспокоит. Отделение МВД, капитан полиции Домашев Денис Владимирович. Обращаю также ваше внимание, что наш диалог ведётся под запись и будет прикреплен к материалам уголовного производства.
— Ну, пипец, конечно. И что дальше теперь делать?
— К нам поступило заявление от Центрального банка по факту мошенничества. Статья 159, часть 3.
— Вы что, дебил? Мужчина, собаку вообще на детскую площадку привели. Тут маленькие дети играют. Вы своего терьера, блин, на поводке держите.
— Вы кому сказали, дебил? Мне?
— Алло, да, извините, это я не вам. Давайте уже с самого начала по порядку, ладно?
— К нам поступило заявление от Центрального банка по факту мошенничества.
— Так, ну а вы сами не можете ничего с этим делать? У вас голова, руки есть? И кто в этом задействован и замешан? Знаете что, я сама не буду напрягаться. Вот вы мне позвонили, вам это надо, вы давайте делайте что-нибудь. Я жду как бы.
— Я позвонил вам провести акт дознания…
— Ну и куда ты сел? Дима, ты свои штаны от песка тоже будешь сам настирывать? Давай вставай быстро.
— Вы сейчас находитесь не одна?
— Так, ну а вы где сидите? Всё, давай, мне тут сын хочет кое-что передать. Жулик, не воруй!
— Это кто сейчас со мной разговаривает? Алло. Алло. Я слышу иронию в вашем голосе и в ваших действиях…