Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

«Его глаза могли убивать и вдохновлять»: 95 лет — Олегу Стриженову

By Admin Авг10,2024

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в Благовещенске. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Москву. Старший брат Стриженова Глеб стал известным актером, и Олег решил пойти по его стопам. Во время войны подросток подрабатывал в Научно-исследовательском кинофотоинституте — был помощником механика, «заряжал пленку», строил Павелецкий вокзал и железную дорогу для электричек. А в 1949 году поступил в Щукинское театральное училище.

На курсе Стриженов был одним из лучших студентов. Но, как рассказывают его близкие, к выпуску он повздорил с кем-то из преподавателей и в итоге не попал в Театр имени Вахтангова, о котором давно мечтал. Молодого актера распределили в Государственный русский драматический театр в Таллинне. Здесь Олег Александрович прослужил всего сезон — после произошло событие, которое в корне изменило его жизнь.

В 1955 году режиссер Александр Файнциммер взялся за экранизацию очень популярного в СССР романа Этель Лилиан Войнич «Овод». У каждого читателя был свой образ романтического героя Артура Бертона. А потому важно было найти актера, который устроил бы всех поклонников «Овода». Искали «свежие» лица, но никто идеально на роль не подходил.

Файнциммеру подсказали, что в Таллинне есть замечательный молодой актер, который точно сможет сыграть Овода. Режиссер послал в Эстонию свою помощницу, она посмотрела спектакль со Стриженовым и очень впечатлилась. Вечером ждала его у служебного выхода, но пропустила — не узнала. Оказалось, что Олег Александрович — в жизни с рыжеватыми волосами, светлыми бровями и ресницами — кардинально преображался на сцене благодаря гриму. Он еще больше подчеркивал его благородную красоту.

Стриженова пригласили в Москву на пробы. Увидев молодого человека, Файнциммер сначала сказал, что это точно «не тот типаж». Но помощница упросила сделать пробы — чтобы заплатить актеру хотя бы небольшую сумму. Когда Стриженова превратили в черноволосого красавца с ярко-синими горящими глазами, режиссер поразился: «Кто это?». «Тот самый рыжий!», ответили ему. Идеальный Овод был найден.

Первая роль Олега Александровича в кино сразу же сделала его звездой. В него влюблялись поклонницы, ему не давали прохода на улицах. На киноэкране появился неотразимый принц, романтический герой, умеющий страстно любить, с чудесными кудрями, глазами цвета моря, отличной фигурой. Он казался совершенно не советским, «нездешним» человеком. Соответствующими были и роли — не токарей и столяров, а мексиканца Фелипе Риверы («Мексиканец»), белогвардейца Говорухи-Отрока («Сорок первый»).

«Овод», 1955 год. Фото: Государственный центральный музей кино

В экранизацию трагичной истории любви двух непримиримых противников «Сорок первый» Стриженова поначалу брать не хотели — на роль красивого белогвардейца претендовал Юрий Яковлев. Но режиссер Григорий Чухрай настоял на пробах, и Олег Александрович показал себя наилучшим образом.

Картину могли положить на полку — после монтажа сценарист Григорий Колтунов отказался ставить подпись под фильмом о «белогрвардейской подлюке». В итоге ситуацию спас легендарный режиссер Иван Пырьев, заявивший что фильм отличный. «Сорок первый» получил на международном фестивале в Каннах приз за оригинальный сценарий, гуманизм и романтику. А Стриженова начали звать «советский Жерар Филипп» за несомненное сходство с французской звездой.

Олег Александрович стал «артистом №1» в СССР. Он сыграл в экзотическом советско-индийском фильме «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина. Рассказывают, что картина очень понравилась Индире Ганди. После воплотил на экране образы героев классической русской литературы — Петра Гринева в «Капитанской дочке», мечтателя в «Белых ночах», Германна в «Пиковой даме». Коллеги рассказывают, что рядом со Стриженовым было сложно играть: когда он был в кадре, все смотрели только на него, он перетягивал внимание.

Сам актер стремился не стать заложником одного образа. Он снялся в эксцентричной комедии «Его звали Роберт», проявил себя как хороший комедийный актер. Но таких сценариев ему предлагали мало — в основном его видели романтическим героем. В итоге, Стриженов начал соглашаться только на знаковые, по его мнению, роли. Считал: или хорошая роль, или никакая. Пошли слухи, что он зазвездился, начал отказываться от проб: мол, «я такой актер, которого нужно брать сразу».

Еще одной каплей в формирование «скандального образа» Олега Александровича стала история с его несостоявшимися съемками в картине Сергея Бондарчука «Война и мир». По одной из версий, режиссер сначала рассматривал Стриженова на роль Болконского, но потом предложил сыграть Долохова, и это актера не устроило. От съемок он отказался (роль в итоге сыграл Олег Ефремов). Эта история дошла даже до министра культуры Екатерины Фурцевой, которая задавала вопрос, почему Болконский — не Стриженов.

В это же время режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков искали героя в психологическую драму «Неподсуден». Они встретили Стриженова на киностудии и предложили пройти пробы. Актер прочитал сценарий и согласился, посчитав, что история «дорогого стоит». На пробах Олега Александровича попросили сесть на стул и рассказать о своей жизни. Режиссеры вспоминали: это получилось так интересно, что худсовет был разочарован, что Стриженова сняли на пробах так мало. На роль его утвердили сразу же.

Фото: kinopoisk.ru

Краснопольский и Усков вспоминали про совершенно другого Стриженова: не скандального, очень педантично готовящегося к роли пилота. Он прочитал огромное количество литературы, постоянно расспрашивал консультантов, показал себя перфекционистом. Никаких сложностей с ним не было: Олег Александрович помогал на съемочной площадке, давал ценные советы — например, предложил главному герою спеть. Эта сцена украсила фильм. А еще он продемонстрировал свой удивительный талант — очень выразительно молчать в кадре. «Его глаза могли и убивать, и вдохновлять», — говорили создатели фильма.

Фильм «Неподсуден» стал одним из лидеров советского кинопроката. Многие гражданские пилоты потом признавались Стриженову, что выбрали свою профессию именно из-за его главного героя, хотели быть на него похожим.

В конце 70-х Олег Александрович перестал быть суперзвездой — пришли новые молодые кумиры. Но каждая его роль была жемчужиной. Он не сыграл Болконского, но перевоплотился в декабриста, князя Волконского в «Звезде пленительного счастья». Эта роль, по признанию коллег, ему очень шла: благодаря военной выправке, он носил и мундир, и даже арестантский костюм с удивительным благородством.

Стриженов исполнил несколько ярких ролей в фильмах «Юность Петра», «Приступить к ликвидации», «Господин Великий Новгород», «Мой любимый клоун», а потом принял сложное решение уйти из кино. Его супруга Лионелла Пырьева рассказывала, что сценарии актеру приносили постоянно, но ему они были неинтересны. Сниматься только ради денег и популярности он никогда не хотел.

Стриженов был трижды женат, но, как он признавался, всю жизнь любил только одну женщину — свою третью жену Лионеллу. У них уникальная история любви. Десятиклассница Лионелла Скирда впервые увидела актера на улице, во время съемок «Овода». Она, вместе с толпой прохожих, наблюдала за процессом. Людей начали разгонять, но внезапно девушку увидел Стриженов. «Не прогоняйте ее», — попросил он, подошел к Лионелле и спросил: «Вы случайно не Джина Лоллобриджида?». После выхода «Овода» она и подумать не могла, что когда-либо встретится с кумиром миллионов еще раз.

Стриженов женился на своей партнерше по «Оводу» — актрисе Марианне Бебутовой. В начале 60-х актер снова увидел Лионеллу на съемочной площадке в Ялте. С момента их первой встречи прошло семь лет, но он узнал «Джину Лоллобриджиду» и попросил режиссера познакомить его с молодой актрисой. Между ними завязался роман, не имевший продолжения: актер был несвободен.

После Лионелла вышла замуж за режиссера Ивана Пырьева, который был ее старше на 37 лет. В то время Стриженов развелся, но, узнав, что теперь несвободна девушка, не беспокоил ее. Второй его женой стала актриса Любовь Земляникина, у супругов родился сын Александр. В 1968 году Пырьев умер, Лионелла осталась вдовой. Стриженов, после шести лет второго брака, снова развелся.

Стриженов и Пырьева в фильме «Последняя жертва», 1975 год. Фото: kinopoisk.ru

В 1975 году Стриженов и Пырьева встретились на съемочной площадке фильма «Последняя жертва». С первой их встречи прошло 20 лет. Олег Александрович больше не стал испытывать судьбу, и в присутствии съемочной группы наконец сделал Лионелле предложение. Они поженились в 1976 году и до сих пор живут счастливо вместе.

«Она все для меня — и друг, и советчица, и большая умница. Если бы ее не было, я бы просто не дожил до сегодняшнего дня», — признался в одном из интервью Олег Стриженов.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *