Оказывается, в чаше олимпийского огня, установленной в центре Парижа, нет пламени. Французам не нужны выбросы в атмосферу, а потому пламенный эффект создают лампы. А ведь эстафету олимпийского огня город принимал с размахом – на площади Бастилии его встречали лебеди из балета «Лебединое озеро» в хореографии Нуреева.
Театральный педагог Евгений Князев:
Этот сюжет сам по себе удивительный. Нашу сборную отрезали от олимпийского спорта, гастроли «неправильных» российских артистов на Западе отменили, их имена повычёркивали из программ международных конкурсов… А тут Чайковский и Нуреев? Или дело в том, что у первого была личная жизнь, соответствующая «тенденциям» нынешнего времени, а второй ещё и сбежал из своей страны? Их можно оставить, а остальных можно и отменить? Или Европа уже передумала играть в отмену русской культуры?
Отменить русскую культуру нельзя в принципе, потому что она глубоко вросла в культуру мировую. Например, пекинская опера существует только в Пекине. Вот её было бы легко «отменить» в Европе – просто не пускать на гастроли китайских оперных певцов. А мы сами во многом повлияли на европейскую культуру. Вспомните хотя бы «Балетные сезоны» Дягилева! Или попробуйте вычеркнуть из афиш балеты, музыку к которым написали наши композиторы. Что там останется? Европа попробовала это сделать – и больше не хочет.
Да и русская театральная школа на Западе высоко котируется. Когда мир ещё был открыт, у нас в Театральном институте имелся курс, который назывался «Русский семестр». У англичан это была самая востребованная программа. Потому что наша школа строго сохраняет традиции русского психологического театра и традиции системы Станиславского. Мы до сих пор преподаём основы актёрского мастерства так, как это было предложено когда-то им и разработано Вахтанговым.
Но и россияне всегда были открыты новым знаниям, и в этом наша огромная сила. Наши писатели жили за рубежом или ездили туда за впечатлениями, наши художники учились живописи в Европе. А потом привозили эти знания домой, продолжали творить уже на Родине. Тот же Иванов – он ездил в Европу, искал там учителей. Но своё великое «Явление Христа народу» писал в России.
А ещё замечу, что все эти «запреты» русской культуры – явление сугубо политическое. Потому что те иностранные деятели культуры, с кем я общался и до сих пор общаюсь, ни разу не сказали мне, мол, вы такие плохие… Здравомыслящие люди есть повсюду. Театр имени Вахтангова, где я служу, по-прежнему выезжает на гастроли в страны, где нас рады видеть. И всегда залы полны.
Недавно три недели мы провели в Китае – возили «Евгения Онегина» и «Войну и мир». Принимали очень жарко. И захотели, чтобы мы ещё раз привезли эти спектакли. В Японии тоже очень чутко реагируют на русскую классику.
Что же касается государств, где русскую культуру пробовали запрещать… Мне рассказывали про недавний театральный фестиваль Евросоюза. Как они там голые бегают по сцене и посыпают тело пеплом. Я бы на их месте пеплом посыпал голову, потому что конец их культуры уже наступил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
<!–Расположение: –>