Как пояснили «РГ» в комитете по образованию Санкт-Петербурга, во всех школах уже есть все необходимое для изучения модуля «Компьютерная графика. Черчение». Что касается модулей «Робототехника», «3D-моделирование и прототипирование», то их будут изучать, пользуясь оборудованием городских IT-кубов (центров цифрового образования) и кванториумов. Все куда сложнее с преподаванием ручного труда. Да, помещения для проведения уроков по кулинарии, шитью, столярному и слесарному делу есть во многих школах, но не во всех. Чаще всего не хватает слесарной мастерской. Не решена проблема с приобретением расходных материалов: досочек для столярной, продуктов для кулинарии.
В недавно построенных школах, таких, как, например, школа № 693 Невского района, все уже по новым стандартам. А значит, есть и полный комплект мастерских. Более того, все они давно «в деле». А в школе № 334 того же Невского района подумывают ввести в рамках «Труда» дополнительный модуль по сити-фермерству. А что? Есть собственная теплица и кабинет, где растения можно выращивать на гидропонике и аэропонике.
На запрос «РГ» в министерстве образования и науки Башкирии ответили: в республике почти на 1,3 тысячи школ приходится 1024 учителя-«трудовика», причем молодежи до 35 лет среди них всего 92 человека, а более 180 педагогов — старше 60 лет.
Материально-техническая база школ обновляется в республике благодаря открытию «Точек роста» по федеральному проекту «Современная школа». Поставляют учебное оборудование, в том числе 3D-принтер, шлем виртуальной реальности, квадрокоптеры. Все это также пригодится на уроках труда.
— Конечно, где-то чего-то будет не хватать, ведь программа достаточно сложная и разноплановая, включает несколько модулей, — прокомметировал ректор Института развития образования Республики Башкортостан Альфис Гаязов. — Но, думаю, у нас будет время приобретать все по мере необходимости. Постепенно все условия для обучения новому предмету будут созданы. Что касается кадров, то «трудовиков» действительно мало. Решить проблему можно за счет переподготовки и повышения квалификации учителей, чем и занимается наш институт.
В Донецке из-за опасности обстрелов со стороны ВСУ обучение в последнее время ведется в дистанционном режиме. Местные учителя надеются, что с 1 сентября ситуация все же изменится и дети пойдут в школу. Но учебные планы формируются уже сейчас, и в них есть в том числе и уроки труда с теорией и практикой.
— Мы очень ждем, что выйдем наконец на очное обучение хотя бы в тех районах города, где сейчас относительно безопасно. Учебные планы разрабатываем. Предполагается, что мальчики и девочки будут учиться на уроках труда раздельно. Мальчишки будут осваивать обработку металла и дерева, а также электрооборудование. Девочкам — работа с тканями и приготовление пищи. Но уроки труда начнутся и в начальной школе — там будут поделки, аппликация, мозаика, работа с пластилином, — рассказала корреспонденту «РГ» директор донецкого многопрофильного лицея №5 Виктория Коваль.
Она отметила, что предметные кабинеты — физики, химии, биологии, информатики — уже готовы, но для уроков труда еще необходимо обновить оборудование, ведь слесарный и столярный инструмент, швейные машинки, плиты — все или устарело, или вышло из строя. Впрочем, время для оснащения кабинетов труда еще есть.
Но есть и проблема: после массового оттока преподавателей из ДНР в связи с опасной ситуацией многие решили так и остаться в других регионах. Например, в лицее увольняется учитель труда для девочек, которая устроилась на работу в Подмосковье. Но со временем эта проблема тоже будет решена, уверены дончане.
— Хочу от души поблагодарить нашего трудовика для мальчиков. Ему 83 года, но он до сих пор активно работает, занимается физкультурой, поддерживает себя в прекрасной физической форме и готов еще многому научить наших ребят, — говорит Виктория Коваль.
На Сахалине уроки труда проходят уже с прошлого года. Правда пока в одной школе — в селе Покровка Долинского района в рамках пилотного проекта. В отдельном здании оборудованы кабинеты технологии и домоводства. В кабинете технологии — три конструктора модульных станков «шесть в одном». Каждый из них трансформируется в токарный, шлифовальный, сверлильный, фрезерный станки. С их помощью дети могут погрузиться в столярное и токарное дело. В кабинете домоводства — полный набор бытовой техники, есть даже миксеры, посудомоечные и стиральные машины. В новом учебном году планируют ввести и агроклассы по направлению «Растениеводство». Уроки труда в этой малокомплектной школе проходят у мальчиков и девочек вместе.
— Бывает, девочки интересуются работой станков, а мальчики учатся готовить и шить. Родители довольны. Я как мама, бабушка и педагог в одном лице рада возвращению полноценных уроков труда в школы. Трудовое воспитание, на мой взгляд, основа основ для любого ребенка, — отметила директор сельской школы Людмила Понкратова.
В средней общеобразовательной школе №1 Корсаковского городского округа все готово к началу нового учебного года, в том числе и к урокам труда.
— Еще в прошлом году в рамках модернизации мы докупили все необходимое оборудование. Так что проблем ни с оснащением, ни с кадрами нет, — пояснила директор школы Елена Чижевская. — С нового учебного года мы уходим от гендерной модели ведения уроков труда. Изучение обязательных модулей будет синхронизировано для мальчиков и девочек.
Двое «трудовиков» школы прошли этим летом переподготовку и получили удостоверения о повышении квалификации. Один учитель — мастер по кройке-шитью и приготовлению пищи, второй — по обработке производственных материалов.
Источник Российская газета Башкортостан