— Северная Осетия — замечательный полигон для исследований с эталонным растительным сообществом для всего Северного Кавказа, — уверен доктор биологических наук, ведущий сотрудник Никитского ботанического сада Николай Ермаков. — Сейчас мы акцентируем внимание на сосновых и сосново-березовых лесах, как наименее изученных в этой области. Их исследование даст новые знания о разнообразии лесов Кавказа, об их ресурсной и природоохранной значимости.
Специалисты отмечают, что в местных лесах встречается много эндемичных кавказских, средиземноморских, южных растений, основная же масса — многолетние мезофиты, приспособленные к жизни в среде с умеренной влажностью почвы и воздуха. На отдельно взятом опытном островке — в остепненном травяном бору — предварительно насчитали 80 видов растений, что является одним из самых высоких показателей видовой насыщенности в Европе.
— Мы изучали разные типы лесов — от сухих до влажных (гумидных) и действительно в некоторых местах выявили необычную концентрацию растений, которые, в общем-то, традиционны для этих зон: сложноцветных, бобовых, — рассказывает доцент кафедры анатомии, физиологии и ботаники Северо-Осетинского госуниверситета Игорь Николаев. — Сначала закладывали площадку 10 на 10 метров, конечно, маловато для лесных систем, но акцент сделан на живом напочвенном покрове, то есть совокупности кустарников, трав, мхов и лишайников. Затем дали общую характеристику древесного элемента и после этого взялись за описание флористического состава. У нас не столь огромное разнообразие растений по сравнению с Западным Кавказом, но полученные данные еще предстоит осмыслить, и только после этого можно оценивать результаты.
Главная задача геоботаники — изучение процессов, возникающих в результате тесного и постоянного взаимодействия растений внутри сообщества, а также их связи с почвой, климатом и другими факторами среды. Это скрытое влияние легко подметить, если сравнить деревья, выросшие в лесу, с теми, что вытянулись на открытом пространстве: у первых — стройный ствол и компактная крона, у вторых — ветви более раскидистые, пирамидальные, а ствол — коренастый.
Но ошибочно сводить геоботанику лишь к чистой науке, ее практическое значение весьма обширно. Растительный покров можно использовать как показатель местности (его экологическое состояние, продуктивность) и с его помощью дать точные обоснования того, какое значение могут иметь эти земли для сельского хозяйства либо природоохранной деятельности.
— В советское время все колхозы имели геоботаническое описание своих земель, с этой целью организовывались регулярные экспедиции, поэтому большое внимание уделялось и подготовке специалистов, — продолжает Игорь Николаев. — Сейчас исследования проводятся в скромных масштабах, и специалистов, увы, тоже не хватает: на весь наш регион — четыре-пять экспертов, которые могут со знанием дела рассказать о флоре. Самым молодым ботаникам — 40 с большим «хвостиком», а молодежь трудно привлечь. Кроме того, в Осетии стремительно развивается туризм, а вместе с ним гостиничный бизнес, также строятся транспортные развязки. С одной стороны, это несомненное благо для экономики, а с другой — строительство рекреационных объектов ведется и на плодородных землях, зачастую бессистемно, и мы попросту не знаем, что теряем.
Экспедиции дают новые знания о разнообразии лесов Кавказа, об их ресурсной и природоохранной значимости
Стоит отметить, что экспедиции являются одним из направлений сотрудничества Северо-Осетинского госуниверситета и Никитского ботанического сада, соглашение о котором было заключено в марте 2024 года. Оно предполагает проведение летних полевых студенческих практик, стажировок аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, а также переподготовку и повышение квалификации специалистов на базе Национального научного центра РАН. .
Кстати
В декабре 2022 года в Северной Осетии издали обновленную Красную книгу. В нее включили 490 видов живых организмов, нуждающихся в защите. Причем первая Красная книга республики неофициально была издана в 1981 году учеными Северо-Осетинского госуниверситета — Верой Корнаевой, Анатолием Будуном и их коллегами после тщательного учета редких видов флоры и фауны на территории РСО — Алания. Следующее и единственное официальное издание Красной книги республики вышло в 1999 году. С тех пор она не обновлялась.