Происхождение названия столицы России вызывает огромный интерес. Никто до сих пор точно не знает, что означает слово «Москва» и какова его история. По этому поводу существует множество версий. Самая убедительная заключается в том, что городу дали финское имя реки, на берегах которой он обосновался.
В пользу нее указывают многочисленные исторические факты. Так, на территориях современной Москвы и Подмосковья археологи часто находят следы финно-угорских поселений. На этих землях жили племена меря, мурома, мещера и мордва. Славяне пришли сюда значительно позже. Они стали заселять эти земли только в конце первого тысячелетия нашей эры.
О проживавших на территории Москвы, Подмосковья и близлежащих землях финских племенах напоминают сегодня сохранившиеся от них топонимы и гидронимы. Например, названия рек Руза, Истра, Нара, Яуза, Икша, Куйма, Курга — финские.
«Все остальные версии происхождения названия Москвы не имеют под собой никаких исторических и филологических оснований, — рассказал научный сотрудник исторического факультета МГУ Дмитрий Барташев. — От нечего делать бездельники от науки находят в разных языках созвучные Москве фонетические конструкции и притягивают их за уши, чтобы построить свои завиральные гипотезы о происхождении названия нашей столицы».
Так, например, находятся энтузиасты, которые берутся утверждать, будто название Москвы уходит своими корнями аж в восточно-иранскую языковую группу и происходит от сарматского слова «моск» — крутиться, искривляться. Дескать, река очень извилистая, поэтому так и назвали. Но подобные версии вызывают улыбку историка Дмитрия Барташева:
«Москва, конечно, красивая извилистая река с быстрым течением, однако причем здесь сарматы? Они скорее всего о ее существовании ничего не знали, поскольку кочевали в степях Южного Приуралья, Волго-Донского междуречья и предгорьях Кавказа.
Балтийская теория
Эксперт отметил, что, если и существуют заслуживающие внимания альтернативные финской версии происхождения названия Москвы, то их очень немного и относятся они к так называемой балтийской гипотезе.
«На рубеже первого и второго тысячелетия в наших краях, в бассейне Протвы в верховьях Оки между двумя крупными славянскими племенами кривичей и вятичей проживало балтийское племя голядь, — говорит Дмитрий Барташев. — Неизвестно по каким причинам оно откочевало в наши края так далеко от своих сородичей — предков современных литовцев и латышей. Но два очень авторитетных ученых — филолог академик Владимир Топоров и археолог академик Валентин Седов — указывали, что балтийское этническое влияние в названии реки Москва могло быть. В частности, в качестве подтверждения своей версии они обращали внимание на редкие, но созвучные Москве имена рек Дрезва, Надва, Водва, имеющие, по их мнению, балтийское происхождение».
Согласно балтийской версии, Москва могла произойти от латышского корня «маск-мазг» — нечто слякотное, грязное и топкое. Или литовского — «мазгас» — узел и «мазгат» — мыть.
Но, по мнению Дмитрия Барташева, финно-угорская версия все-таки остается приоритетной. Большинство топонимов и гидронимов в районе Москвы финно-угорского происхождения. Но и к ней стоит относится осторожно.
Например, находятся, специалисты, которые приписывают авторство названия Москвы саамам (финно-угорский народ). Оказывается, в саамском языке есть слово «моадз» или «моаз» — линия изгиба, изгиб, поворот реки, дороги. А еще там есть выражение «ёгк варр» — речной путь. Отсюда вывод: Москва — это в современной орфографии адаптированное саамское слово «Моадзёгкварр».
Такую версию выдвинул Вячеслав Рожков в своей научной статье «Происхождение названия Москва в контексте средневековой истории волго-окского междуречья». Она была опубликована в уважаемом академическом журнале «Вопросы истории», 2017, № 9. По мнению автора, поселившиеся вблизи Москвы-реки славяне могли неоднократно слышать от местных жителей название «Моадзёгкварр», которые они последовательно перевели сначала на древнерусский, а затем на русский языки.
«Преобразование саамского названия речного пути в гидроним Москва могло происходить по следующей схеме: Моадзёгкварр — Моазйок‘ва — Мозьоква — Моськва — Москва». — убедительно пишет историк Вячеслав Рожков.
«Версия, что саамы дали имя Москве — очень смелая и интересная, — говорит Дмитрий Барташев. — Однако к ней есть один вопрос: саамы никогда не жили в волго-окском междуречье».
Саамы или лопари — народность угро-финской языковой группы, проживающая у нас на Кольском полуострове, а также на севере Норвегии, Финляндии и Швеции. Они пасут оленей и ведут кочевой образ жизни. От них на Новой год на оленях с подарками приезжает финский Йоулупукки.
«Саамы в отличии от других своих угро-финских родичей — венгров, мордвы, пермяков, как проживали на севере, так и продолжают там жить, непонятно, как Москва могла произойти от саамского языка? — недоумевает Дмитрий Барташев. — Если кому -то показалось, что в их языке и есть что-то созвучное Москве, то это еще не повод, делать вывод, будто саамы дали ей имя».
Чьих язык будет
По словам Дмитрия Барташева, до сих пор нет единого мнения, что «Москва» означает на угро-финском и как это слово переводится на русский. Тут тоже выдвигаются самые разные гипотезы.
Существует мнение, что название происходит от финского «муста» — черный. Вероятно, потому что река протекала по лесам, по торфяникам, и вода в ней могла быть темной.
Есть версии, что корень следует искать в другом угро-финском языке — коми. Там есть слово «моска» — корова. А «ва» на этом языке означает вода. Таким образом, название Москва означает «коровья река», его интерпретируют как «кормилица». На языке меря «моск» — медведь. Соответственно Москва — медвежья река.
Здесь прослеживается связь с тотемным животным проживавших по берегам племен. На языке пермяков слово «моск» — означает ключ, источник. Вариантов много. Ни один из них нельзя назвать достоверным. Видимо, тайна происхождения имени Москвы так и останется нераскрытой.
<!—Расположение: —>