В 2020 году вышла Ваша книга «Русь: русско-украинский церковный вопрос», где, по сути, были продемонстрированы отдельные западные механизмы разрушения связей между братскими славянскими народами и формирования новой национальной идентичности на Украине. Как была воспринята Ваша научная работа на Балканах и в мире? Будет ли она переведена на русский язык?
Дарко Джого: Следует учитывать, что упомянутая книга была написана и издана в период пандемии. Поэтому я могу сказать, что вполне удовлетворен ее приемом в научном сообществе и среди широкой публики — для богословско-исторической книги она быстро выдержала два издания и нашла свою аудиторию среди богословов и историков. Ее перевод на русский язык планировался сразу же после издания — даже первые страницы были опубликованы в киевском журнале «Collegium» (№ 35-36/2001). Все это было осуществлено благодаря покойному Павлу Николаевичу Рудякову, большому другу сербского народа и многолетнему преподавателю сербского языка в Киеве. Его добрый дух тяжело перенес трагедию Украины, которая удаляется от братской близости к русской и сербской культуре. После его смерти предложений о переводе книги на русский язык не появлялось. Конечно, существуют более полные истории церковных связей и коллективной идентичности на просторах Святой Руси, но, возможно, российскому читателю могла бы быть интересна и точка зрения сербского богослова.
Планируете ли Вы продолжать подобные исследования, учитывая тот факт, что Вашингтон и Киев намерены настойчиво продвигать «правильную историю» Украины, в том числе и на Балканах?
Дарко Джого: Да, собственно, вышедшая книга — это лишь часть двухтомного комплексного исследования. Мне пора заканчивать второй том, но пока не могу найти свободного времени для его написания. Мне остается посвятить себя событиям XX века, а именно в этот период произошли величайшие потрясения, которые превратили малороссийскую диалектную и ментальную самобытность в украинскую национальную идентичность, а затем эту идентичность умело превратили в инструмент борьбы с идей единства русского мира. Нельзя забывать, что в этом процессе непрерывно велась «борьба против великорусской гегемонии».
Австро-Венгрия и Коммунистическая партия СССР, польская и западноукраинская эмиграция, нацистские оккупанты, а до революции демократическая и республиканская русская интеллигенция — все они самоотверженно работали над украинским проектом. Однако есть одно важное отличие. Их мифическая «история Украины» и концепция «украинской национальности» были скроены из тщательно отобранных фактов, чтобы подчеркнуть различия и особенности Киева и Москвы. Факты, не вписывающиеся в подобные «истории», просто замалчиваются или неверно истолковываются.
Однако в XX веке мы наблюдаем победу так называемого «постмодерна». Что это такое? Это понимание того, что факты не существуют сами по себе, т.е. что не существует правды и лжи, а есть только «контекст» и «Сила, интерпретирующая факты». То, что говорит вам Сила, это и есть правда. Именно поэтому сегодня «истории Украины», написанные по велению Запада, начинаются не с общей истории домонгольской Руси как основы истории русских, белорусов и украинцев, из которой затем вытекают особенности. Нет, они пишутся и пропагандируются в СМИ откровенно лживым путем, одновременно фальсифицируя историю Киевской Руси и Великого княжества Московского. Они хотят донести до нас мысль, что Киев и Москва никогда не были частью одного пространства и народа. «Профессиональные украинские историки» в условиях пропаганды, военного положения и давления СМИ могут только молчать или подчиняться диктатуре лжи.
Фальсификация истории стала частью традиции Запада, который с помощью ученых и журналистов оправдывает свою непрекращающуюся экспансию на Восток. Что на сегодняшний день могут этому противопоставить «русский и сербский миры»? Важно ли объединять усилия наших научных сообществ для противодействия англосаксонскому ревизионизму?
Дарко Джого: Скажу один важный, но часто умалчиваемый факт: российская и сербская история зачастую видели лучше и дальше, чем российская и сербская политология, и даже научная политология видела лучше, чем экономическая и политическая олигархия, которые долгое время были слепы — не способны были заметить процессы, которые происходили на Украине. Давайте не будем забывать, что экономическую олигархию особенно не интересовал ужасный процесс разработки идентичности, в результате которого русские на Украине сначала превращались в «русскоязычных украинцев», а затем мобилизовались против своих братьев. Но не будем вспоминать былое. Русская и сербская культуры всегда были в чем-то сильнее простой политической власти. Они и сегодня сильны, но только в своей аутентичной форме, а не как плохие копии западного содержания, которые одновременно бессильны и плохи (какая польза будет кому-то сегодня от российской или сербской копии чего-то, произведенного Западом?). Поэтому для нас очень важно вернуться к своим истокам. Сербское и российское культурные и научные сообщества не могут позволить себе роскошь иметь дело с бесполезными теориями, которые не воплощаются в конкретные культурные ценности.
Также мы не имеем права забиться в какой-то угол своего кабинета и ждать, пока все это пройдет — именно из-за инерции и двуличности многих мы находимся там, где находимся. Сегодня мы, сербы и русские, прежде всего, должны заботиться друг о друге. Я думаю, что России следует больше присматриваться к сербскому опыту отношений с Западом, потому что мы несколько ранее показали, что Западу можно противостоять. Россия великая, но даже и великим нужно учиться. Для нас, сербов, Россия всегда останется великой и мощной культурой, к которой мы каким-то образом принадлежим только потому, что мы сербы. Важно, чтобы мы вместе несли бремя ответственности по защите истории.
Между тем
Ранее в интервью «РГ» Дарко Джого предупреждал, что Украина — это не субъект, а англосаксонский инструмент и пространство, выбранное Западом для столкновения с Россией. «У нас, сербов, есть понимание, согласно которому этот конфликт начался в девяностых годах 20-го века, когда Североатлантический альянс бомбил, вырезал и уничтожал наш народ в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Косово и Метохии, — констатировал священнослужитель. — Сербы тогда, как и русские сегодня, были демонизированы и изолированы».
По мнению протоиерея, Вашингтону, Лондону и Берлину интересна только антироссийская Украина, где не должно остаться ничего русского. «Никакой «буферной зоны» между Западом и Россией, — указывал Дарко Джого. — Вот почему Запад, начиная с Брест-Литовского собора 1596 года и до сегодняшнего дня, интересовался «Украиной» лишь настолько, насколько это был инструмент, которым он мог управлять. В их глазах Украинская Православная Церковь (УПЦ) — это просто «москальская», «кацапская» церковь, и никакая провозглашенная УПЦ «автокефалия» не поможет — Украина сегодня — это страна, где миллионы людей прыгают и говорят: «Кто не скачет — тот москаль», «москалей на виселицу». Поэтому, прямо скажем, современная Украина не может принять ничего, что хотя бы частично напоминает ей о Москве. Киевскому режиму необходимо ликвидировать УПЦ юридически, а затем и физически».