Когда сходятся звезды
Число фильмов, созданных в Суздале, приближается к ста, а среди знаменитых мастеров экрана сложно найти актера или актрису, ни разу не снимавшихся в его городских декорациях. Здесь «работали в кадре» Иннокентий Смоктуновский, Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Ирина Алферова, Олег Янковский, Валентин Гафт, Инна Чурикова, Станислав Любшин, Анна Ковальчук, Ролан Быков…
Всех не перечислить!
Но провинциальный городок не сразу стал популярен у кинематографистов. Долгое время они, как ни странно, Суздаль «не замечали». И вдруг в 1964 году на улицах появились сразу три съемочные группы. Причем они съехались снимать очень разные картины — мелодраму по пушкинской повести «Метель», комедию «Женитьба Бальзаминова», фильм-оперу «Царская невеста». Почему киношники внезапно прозрели? Уж так сошлись звезды…
Звезды кинематографа.
Дело в том, что за несколько лет до этого кинорежиссер Сергей Бондарчук приехал сюда вместе с художником Евгением Куманьковым — просмотреть площадки для натурных съемок «Войны и мира». Тихие суздальские места для грандиозной киноэпопеи не подошли. Однако настолько впечатлили художника Куманькова, что когда встал вопрос, где снимать «Метель», он предложил режиссеру Владимиру Басову отправиться в Суздаль.
Так ровно шестьдесят лет назад магия кино облаком окутала удивительный город, причудливо смешала здесь времена и нравы, а суздальцы быстро перестали удивляться, встречая на улочках знаменитых артистов.
«Женитьба Бальзаминова»
Режиссер и автор сценария: Константин Воинов.
В ролях: Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Людмила Шагалова, Ролан Быков, Лидия Смирнова, Людмила Гурченко.
Год выхода на экраны: 1964
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Сюжет: кинокомедию, снятую по мотивам трех пьес Александра Островского, в нашей стране пересматривают до сих пор. Веселая история про мелкого чиновника Мишу Бальзаминова, мечтающего жениться на богатой невесте и попадающего в разные передряги, быстро собрала более девятнадцати миллионов зрителей, а фраза его маменьки после свадьбы: «Ничего, Миша, с деньгами-то мы и без ума проживем!» остается злободневной.
Интересно, что молодого парня пришлось играть Георгию Вицину, которому тогда уже исполнилось сорок семь лет, а роль его старушки-маменьки досталась Людмиле Шагаловой — родившейся на шесть лет позже своего «чада». Но благодаря таланту актеров и гриму в фильме этого совсем не чувствуешь. Режиссер картины вспоминал, что съемки шли легко и быстро — на все ушло не больше четырех месяцев.
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Штрих: сцену поцелуев Мордюковой и Вицина пришлось переснимать двадцать девять раз.
«Андрей Рублев»
Режиссер: Андрей Тарковский.
Авторы сценария: Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский.
Кадр из фильма «Андрей Рублев»
В ролях: Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Ирина Тарковская, Ролан Быков, Юрий Назаров, Николай Бурляев, Юрий Никулин.
Год выхода на экраны: 1971.
Сюжет: многие кинокритики писали, что восемь глав фильма, снятого Тарковским, рассказывают о жизни русского иконописца. Но скорее это притча о скитаниях души художника средневековой Руси, сумевшего даже среди жестокости, кровавой междоусобицы сохранить веру в Бога и людскую доброту.
По сценарию фильма Андрею Рублеву, чтобы защитить блаженную девочку, приходится убить человека, и он после этого принимает обет молчания. Чтобы прочувствовать всю глубину переживаний иконописца, Анатолий Солоницын, исполнявший в фильме главную роль, месяц ни с кем не разговаривал.
Памятник режиссёру Андрею Тарковскому и фильму «Андрей Рублёв» в Суздале Фото: РИА Новости
Штрих: летом 2017 года в Суздале был открыт памятник Андрею Тарковскому. По словам актера Николая Бурляева, он был установлен именно в том месте, где однажды режиссер увидел вдали Спасо-Евфимиев монастырь, потрясший его своей красотой. Это и стало отправной точкой для начала съемок на берегах речки Каменки.
«Петр Великий»
Режиссеры: Марвин Чомски и Лоуренс Шиллер.
Авторы сценария: Эдвард Анхальт, Роберт Масси.
Кадр из фильма «Петр Великий» Фото: РИА Новости
В ролях: Максимилиан Шелл, Наталья Андрейченко, Омар Шариф, Лоуренс Оливье, Борис Плотников, Ванесса Редгрейв.
Год выхода на экраны: 1986.
Кадр из фильма «Петр Великий» Фото: РИА Новости
Сюжет: американский телесериал о богатой противоречиями судьбе русского императора снимался по одноименной книге Роберта Масси. (За нее писатель получил в 1981 году Пулитцеровскую премию). А штаб-квартира киногруппы из семидесяти человек находилась в Покровском монастыре, куда когда-то Петр I сослал свою первую жену Евдокию Лопухину.
На создание многосерийного фильма с участием голливудских звезд телекомпания Эн-Би-Си не поскупилась потратить более 26 миллионов долларов.
Штрих: в период строительства грандиозных декораций пропала машина с париками, костюмами и прочей атрибутикой. Актеры изнывали от скуки. Продюсера едва не хватил удар. Но двухнедельная пауза дала неожиданный эффект: скучающие актеры успели лучше узнать друг друга. В результате исполнитель роли царя Максимилиан Шелл нашел в Суздале спутницу жизни — советскую актрису Наталью Андрейченко.
Кадр из фильма «Петр Великий»
«Братья Карамазовы»
Режиссеры: Иван Пырьев, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров.
Автор сценария Иван Пырьев.
В ролях: Михаил Ульянов, Лионелла Пырьева, Андрей Мягков, Кирилл Лавров и другие.
Год выхода на экраны: 1969.
Кадр из фильма «Братья Карамазовы»
Сюжет: роман «Братья Карамазовы» оказался роковым и для его автора, и для советского режиссера Ивана Пырьева, решившего книгу экранизировать. Смерть не позволила Федору Михайловичу написать продолжение романа, а вместо Пырьева завершать работу над фильмом пришлось Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову.
Киноверсия романа «Братья Карамазовы» отчасти перекликается с работами Тарковского. Убийство главы семейства, испепеляющая страсть, жажда богатства, богоискательство фокусируют фильм на вопросах о сущности добра и зла, на том, как сосуществуют эти два начала в человеке.
Кадр из фильма «Братья Карамазовы» Фото: РИА Новости
Несмотря на смерть Ивана Пырьева, кинопроект удалось спасти. «Братья Карамазовы» были признаны в Советском Союзе фильмом года и даже пробились в номинанты на «Оскар» (для иностранных картин).
Кадр из фильма «Братья Карамазовы»
Штрих: ровно через сорок лет в Суздале вновь принялись снимать «Братьев Карамазовых» — в жанре телесериала режиссера Юрия Мороза. Но ярким событием для мирового кинематографа эта версия не стала.
«Мертвые души»
Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер.
В ролях: Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Инна Чурикова, Вячеслав Невинный.
Кадр из фильма «Мертвые души»
Год выхода на экраны: 1984.
Сюжет: по мнению многих кинокритиков, многосерийный телевизионный фильм Михаила Швейцера стал лучшей экранизацией прозаической поэмы Гоголя. Во многом это, конечно, произошло благодаря звездному актерскому составу, но, по словам режиссера, немалую роль в успехе сыграла и удивительная атмосфера Суздаля, который был будто создан для съемок фильма.
Кадр из фильма «Мертвые души» Фото: РИА Новости
Город N, где собирает мертвые души гоголевский махинатор Чичиков, чтобы потом озолотиться, и правда отлично «прижился» в суздальском пространстве. Как вспоминал местный краевед Юрий Белов, который помогал режиссеру найти подходящие места для натурных съемок фильма и даже снимался в нем, здание Художественно-реставрационного училища стало тогда резиденцией губернатора, а районная библиотека превратилась в «Питейный дом».
Кадр из фильма «Мертвые души»
Штрих: по сюжету бричка, которой управляет пьяный кучер Селифан, падает и Чичиков вываливается в грязь. Чтобы поберечь Калягина, ему нашли дублера. Но оказалось, что тот падать лицом в грязь… не умеет. Вот и пришлось Александру Калягину показывать актерский мастер-класс, шлепаясь в грязь под проливным дождем. Все получилось, но… с третьего дубля.
Кадр из фильма «Мертвые души»
«Царь»
Режиссер: Павел Лунгин.
Автор сценария: Алексей Иванов.
В ролях: Петр Мамонов, Олег Янковский, Александр Домогаров, Рамиля Искандер.
Год выхода на экраны: 2009.
Кадр из фильма «Царь» Фото: РИА Новости
Сюжет: сниматься в исторической ленте согласилась целая плеяда российских звезд, а ее бюджет составил пятнадцать миллионов долларов. На воссоздание старой Москвы, Опричного дворца, «Пыточного городка», крестьянских изб ушло более пяти тысяч кубометров ели и сосны. Однако трагическая история противостояния царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа (а точнее, ее кинематографическая версия Лунгина) почему-то не оправдала ожиданий. Фильм не был отмечен на крупных международных кинофестивалях, историки нашли в нем немало фактических ошибок, а общее число зрителей не превысило 800 тысяч.
Кадр из фильма «Царь» Фото: РИА Новости
Штрих: после съемок декорации превратились в музей под открытым небом «Щурово городище» и теперь почувствовать атмосферу далекой эпохи может любой турист.