Сергей Дурягин отмечен медалями ФМБА России и НМИЦ гематологии Минздрава России. Фото: НМИЦ
Сергею удалось спасти уже две жизни, и это уникально. О том, что в России формируется регистр доноров костного мозга, он, сотрудник компании, занимающейся оптикой, узнал от знакомых. Решил: почему бы и нет? Дело-то благородное. Отправился в лабораторию, сдал кровь на анализ, подписал документы. А через год раздался звонок из НМИЦ гематологии: помощь нужна пациенту с похожим на HLA-генотипом. Кстати, вероятность совпадения донора и реципиента – не более одного процента!
Приехал в Москву, сдал дополнительные анализы. Важна не только совместимость генотипов, но и то, насколько донор здоров. У Сергея противопоказаний не оказалось. Гемопоэтические стволовые клетки брали из крови. Перед забором в течение пяти дней шла подготовка при помощи препаратов, увеличивающих количество необходимых веществ в крови.
Как рассказали в НМИЦ гематологии, донорскую кровь из вены многократно пропускают через сепаратор, автоматически отделяющий клетки для трансплантации. Остальные компоненты возвращаются в кровеносную систему донора.
В медицине есть термин “генетические “близнецы”, когда речь идет о людях, не являющихся родственниками, с идентичными клетками костного мозга. Такие близнецы есть у большинства. Они и могут стать донорами друг для друга в случае необходимости. Главное – попасть в банк доноров.
По правилам, донор и реципиент не встречаются. И даже ничего не знают о личности друг друга. До определенного момента. Потом, спустя два года, можно узнать, как прошла пересадка, как чувствует себя человек. Сегодня Сергей уже знает: с его первым “генетическим близнецом” все хорошо. Это женщина из Сыктывкара, ей 45 лет, и она победила онкологию.
Спустя два года вновь раздался звонок: в помощи нуждается ребенок с лейкозом. И Дурягин вновь идеально подходит в качестве потенциального донора. “Конечно, готов”, – ответил Сергей. В этот раз для забора клеток применялся метод эксфузии – с помощью небольшого прокола гемопоэтические стволовые клетки забирают из тазовой кости донора. Процедура длится около часа и проходит под наркозом.
– В этот раз я еще сильнее переживаю за реципиента, – признается Сергей. – Взрослому с бедой справиться легче, чем ребенку. Пусть он поправляется скорее! Если будет нужно, готов и в третий раз поделиться своими клетками.
Справка “РГ”
Донором костного мозга в России может стать человек в возрасте от 18 до 45 лет и весом не менее 50 килограммов без серьезных системных или хронических заболеваний. Если во время обследования перед процедурой у донора выявят индивидуальные противопоказания, то он не получит положительного заключения, даже если идеально подходит по генотипу.