Актуально
Пт. Окт 18th, 2024

В Русском музее смартфон скрутили в башню Татлина

By Admin Авг1,2024

Просторные залы Корпуса Бенуа не узнать. Архитектор Анна Ильина разделила их цементно-стружечными перегородками серого цвета на совсем небольшие пространства. Едва ли не каждый экспонат получил свою ячейку – “бит”. Это серверный шкаф, где вся информация хранится одновременно, поэтому в аванзале зрителя встречают сразу фотография колокола, шедевр Айвазовского “Девятый вал” и скрученный в лихую спираль смартфон. Если присмотреться – это Башня Татлина, так и не воздвигнутый памятник III Коммунистического интернационала. Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин назвали свой арт-объект 3G International – и современная молодежь увидит в ней что-то уже совсем иное.

“Весть” – это древнее слово, оно сцепляет века, – отмечает директор Русского музея Алла Манилова. – Само по себе понятие “вести” чрезвычайно объемно – с одной стороны, оно объединяет полный комплекс, полный свод всех понятий, связанных с производством информации, ее передачей, распространением и восприятием обществом и человеком и тем, как информация влияет и на повседневную жизнь, и на большую историю. С другой стороны, весть – это всегда метафора”.

Уже в аванзале нас встречают фотография колокола, “Девятый вал” Айвазовского и скрученный в спираль смартфон – вылитая “Башня” Татлина

Пространство выставки организовано тематически вокруг средств передачи информации: “Письмо”, “Газета”, “Радио”, “Телефон”, “Письмена – коды – шифры”, “Слухи, сплетни, дезинформация”. Но экспонаты размещены в пространстве таким образом, что их соседство друг с другом многократно умножает смыслы. Три иконы “Благовещение”, самая древняя из которых была написана в XVI веке, а самая новая – уже в ХХ, предваряют вход в залы с основной темой “Вести из космоса”. Здесь представлено современное искусство: инсталляции, мультимедиа, синтез.

Работа молодого художника Александра Козлова называется “Внутренняя симфония”. Она выполнена в технике mixed media: с помощью 3D-технологий он соединил отсканированную голову скульптуры, сделанной специально для проекта, и объемную модель системы сосудов головного мозга, выполненную по заказу Центра онкологии имени Петрова. В определенном смысле “Внутренняя симфония” – это продолжение традиций творчества русского художника Павла Челищева, который работал в 1930-х годах и изобрел свой стиль рентгеноживопись. Работа Козлова оказывается вписана в историю искусства “технически”. Но его размышление затрагивает и тему вечной проблемы самоидентификации человека.

“Сосуды как бы имитируют потоки информации, это нейроны – и нейросети, – поясняет художник свой замысел. – Когда технологии очень быстро идут вперед и надо успевать их осваивать, важно не потерять себя в мире big data, остаться самим собой”.

Очень органично в ткань выставки вплетены произведения в жанре соцреализма, в основном они размещены в разделе “Послание как ритуал”. Картина Александра Лактионова “Письмо с фронта”, известная каждому советскому школьнику, сегодня вписана в новый контекст. Но здесь же и знаменитое репинское полотно “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Специально для выставки “Весть” его разрешили экспонировать без рамы, что сделало изображенные фигуры более яркими, объемными и позволило сосредоточиться на том, что герои картины пишут именно “послание” – оскорбительное, с желанием вызвать на бой.

Тема “Газета”, столь милая сердцу журналиста, развернута самым широким образом. Здесь и листок самой первой отечественной газеты “Санкт-Петербургские ведомости”, и картина Ореста Кипренского “Читатели газет в Неаполе”, и специально для выставки созданный арт-объект Андрея Бартенева “Вести разносим вместе”, и “Костюм журналиста” от модельера Татьяны Парфеновой.

Всего на выставке более 300 работ из музейных и частных коллекций. Часть созданных специально для нее произведений, возможно, пополнит фонды Русского музея. Как сказал “РГ” главный эксперт по творческим стратегиям музея и автор идеи выставки Александр Боровский, “это предмет будущих переговоров”.

Выставка продлится до 2 декабря.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *