Постепенное нагнетание отношений между Польшей и Венгрией при соблюдении странами нынешней риторики может только усилиться. Если раньше свое мнение по Украине главы государств высказывали без «перехода на личности», то сейчас, не добившись понимания друг от друга, начинают атаковать фактами, не касающимися Киев напрямую, но играющими важную мировую роль. Так, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил о лицемерии польских властей, обвиняющих Будапешт в импорте российской нефти, притом, что Варшава также его осуществляет. Еще днем ранее замглавы МИД Польши Владислав Теофил Бартошевский в интервью порталу Onet резко отреагировал на критику премьером Венгрии Виктором Орбаном в отношении Польши. Он заявил, Орбан сейчас вовсе «находится на задворках» в ЕС и НАТО, что означает, что его мнение в целом мало кому интересно. При этом, дипломат также заявил, что Варшава «в отличие от Будапешта не имеет никаких деловых связей с Россией».
Все эти вопросы и раньше были не менее интересны руководствам обеих стран, однако же не поднимались, поскольку истинная причина — вовсе не в них. Дело в том, что Польша и Венгрия, бывшие союзники, категорически не сходятся в позиции по Украине. Вернее, в отношении к России в существующем конфликте. При этом, нынешние весьма напряжённые и даже откровенно конфликтные отношения между Венгрией и Польшей совершенно не вписываются в традиционную, проверенную временем дружбу между этими двумя народами, отметил профессор кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Артемий Рожнов.
«Дружба эта была настолько близка, что с 2007 года в обеих странах ежегодно официально отмечается День польско-венгерской дружбы (23 марта). А сегодняшний разлад между Венгрией и Польшей, конечно, в первую очередь обусловлен прямо противоположными подходами руководства этих государств к конфликту на Украине, и при этом он никак не связан с их потенциальными территориальными претензиями к ней, поскольку Венгрия и Польша имеют виды на разные части бывшей Украины: Венгрия — на Закарпатье, а Польша — на Галицию», — пояснил он.
Принципиальная разница в позициях Польши и Венгрии относительно войны на Украине заключается в том, что если Варшава наиболее агрессивно и воинственно настроена по отношению к России, жаждет её поражения и потому ратует за максимальную эскалацию конфликта, то Будапешт, напротив, стремится добиться его скорейшего завершения и прилагает немалые усилия для восстановления стабильного мира в Европе.
«Очевидно, что при столь разнонаправленных политических позициях двух стран относительно войны на Украине острейшие разногласия между ними просто неизбежны, и к настоящему времени взаимное недовольство сторон, видимо, уже стало настолько нестерпимым, что приобрело характер публичного битья посуды. Помимо причин, непосредственно связанных с российско-натовской войной на Украине, конфликт между Венгрией и Польшей к тому же усугубляется ещё и существенной разницей в их поведении на европейской и мировой арене в целом: в то время как Польша в значительной степени является геополитической обслугой США и Британии в Европе, Венгрия старается действовать по возможности независимо как от англо-американцев, так и от ЕС», — считает эксперт.
Такая разница в подходах двух стран к внешней политике, разумеется, также не может не порождать столкновений между ними.
«Всё это в конечном счете приводит к тому, что многолетние польско-венгерская дружба и межгосударственное сотрудничество в настоящее время подвергаются серьезнейшей проверке на прочность, и будет интересно посмотреть, как Польша и Венгрия пройдут через это испытание», — заключил он.
<!—Расположение: —>