Ответ на эти вопросы есть. А чтобы было понятно, почему это меня заинтересовало, такой факт: согласно опросу, который однажды провел один из онлайн-сервисов заказа такси, каждый 3-й житель Москвы предпочел бы, чтобы его вез глухой таксист, а не обычный, слышащий. Почему? Да очень просто. Есть мнение, что глухие более внимательны, лучше сконцентрированы на дороге, у них обостренное зрение и выше скорость реакции, они осторожнее. И вообще, неслышащий водитель – идеальный случай, когда надо побыть наедине с собой и не отвлекаться. Так спокойнее. Ну не хочу я выслушивать излишне словоохотливого шофера, когда у меня, скажем, неважное настроение или надо просто сосредоточиться, побыть наедине с собой. Женщины тоже не всегда в восторге от “ненавязчивых” заигрываний в такси. К тому же у глухих можно свободно общаться по телефону, не переживая, что тебя слышат. И в салоне у глухого водителя нет громкой музыки, вообще такой, которая вам не по нутру. Там тихо как в лесу.
Я решил проверить, каково это, и попросил один из столичных таксопарков прислать мне глухого водителя. Приехала девушка по имени Карина, и вот мы едем. Все безукоризненно. О себе рассказывает, что в такси работает год, в таксопарк взяли без проблем. Таксовать пошла, потому что осталась без работы, а найти ее у глухих возможности ограниченны. Она, как и многие другие люди, которых мы считаем полностью глухими, слабослышащая, то есть слышит часть звуков с помощью слухового аппарата. И к тому же владеет жестовым языком и дактилем. Раньше это называли азбукой глухонемых, но термин неточен, поскольку зачастую такие люди никакие не глухонемые: они воспринимают звуки, считывают по губам, улавливают вибрации. И говорят. Общаемся мы с Кариной на смеси обычной речи и РЖЯ, который я немного знаю.
“Как на глухого водителя реагируют пассажиры?” – спрашиваю. “По-разному, но большинство спокойно, – отвечает она. – Общаемся через чат в приложении или устно, если понимают меня”.
Еще лет 10-15 назад ситуация была обратной: пассажиры удивлялись, пугались глухих за рулем, отказывались от поездки и даже выходили из машины, а таксопарки не брали глухих на работу. Тем из них, кто в “нулевых” отваживался возить пассажиров, без навигатора и нынешних технологий приходилось туго: адрес им клиенты писали на листке бумаги и потом сидели как на иголках: довезет, не довезет?
Но наверное, не все так просто, поскольку общаться с водителем по делу иногда приходится, да и самому ему разве не нужно слышать звук сигналов и сирен других автомобилей, другие звуки на полосе движения? Как с этим?
Дактильную азбуку используют, чтобы прояснить значение слова, сообщитьимя, название. Другие жесты РЖЯ обозначают целое слово или понятие. Фото: kpi.tuvsu.ru
Сажусь в машину другого водителя по имени Дмитрий. Ему 38, таксует 2 года. “Водят глухие водители машину профессионально, – объясняет он. – Значение звуков здесь переоценено. Гораздо важнее визуал: замечать знаки, перестроения автомобилей, предугадывать маневры своей и других машин. Глухие могут не слышать звук автомобильного сигнала, однако у них хорошо развито зрительное восприятие” – “С пассажирами находишь общий язык?” – “Люди верят в силу отзывов и рейтинга, и в подкорке у них стоит: раз работает в такси, значит, прошел все критерии: квалификация, стаж, знание стандартов. И они не переживают” – “Как правильно общаться с глухим водителем?” – задаю вопрос. “Кричать или наклоняться к нему не надо. Это не действует. Самое простое – установить визуальный контакт, то есть общаться “глаза в глаза”, чтобы человек видел вашу артикуляцию и мимику”, – дает совет Дмитрий. И да, звонить и говорить глухому шоферу что-то голосом в телефон не надо. Напишите в чат. Или дотроньтесь до плеча водителя, чтобы вызвать его внимание, и покажите телефон, где в текстовом виде написана просьба (остановиться где-то у магазина, например, включить музыку или кондиционер).
В Москве даже появились гаишники, запомнившие несколько жестов из русского жестового языка
К глухим водителям привыкли, поэтому в Москве все чаще попадаются неслышащие водители машин с шашечками. Появились и таксопарки, где глухих берут на работу, предоставляют им в аренду авто. К тому же агрегаторы такси минимизировали все нюансы: при заказе клиенту приходит уведомление о назначении машины и водителя, где в его профиле стоит галочка “глухой/слабослышащий”. То есть клиент видит, что к нему едет особый шофер. В настройках приложения есть ссылка на тему, как общаться с глухим человеком. Кроме того, в приложении указываются начальная и конечная точки маршрута, и поэтому объяснять, куда ехать, на словах не обязательно. Чтобы изменить маршрут, достаточно зайти в телефон.
И обычно пассажиры это понимают. Если надо остановиться у магазина, свернуть во двор или поставить гаджет на зарядку, могут сами объяснить жестикуляцией, чего хотят. Обычный язык жестов – межчеловеческий, его способны понять почти все. Можно и воспользоваться голосовым распознаванием речи в телефоне.
“Я приветствую клиента сразу, и произнося заготовку: “Здравствуйте, я ваш водитель, я плохо слышу. Если вам что-то надо, можете написать в чат или сказать мне, я могу читать по губам, – рассказывает мой собеседник. -Иногда пассажиры пытаются завязать диалог, при этом смущаясь: “А что со слухом? А как так? А как вы разговариваете? Как вам в такси?” Случается, в конце поездки благодарят: “Всего доброго! Ты молодец!” Сотрудники ДПС к нам тоже уже привыкли”. Рассказывают, что в Москве даже появились гаишники, запомнившие несколько жестов из РЖЯ, типа “здравствуйте”, “до свидания”, “ваши документы”.
Я тоже прощаюсь с Дмитрием на жестовом языке: по небольшой дуге провожу сомкнутой ладонью от лба к подбородку. Это значит “Спасибо”.
Тихое такси уезжает за другим клиентом, а я отправляюсь за ответами к директору таксопарка для глухих водителей “ДеафТакси” Алексею Голушко. Он тоже общается языком жестов, через переводчика или в мессенджере. Свои первые права получил 20 лет назад. В 2014-м приехал в Москву из другого города, пытался устроиться в разные таксопарки, но получал отказ. И в итоге решил основать свое дело. По сути, он первый глухой таксист, открывший таксопарк для водителей с нарушениями слуха в Москве. Сейчас там работают около 300 человек, в том числе 15 женщин.
“Многие глухие трудятся курьерами или грузчиками, даже если получили высшее образование. И я тоже работал грузчиком, стюардом в гостинице. Потом обратился к одному из операторов такси и объяснил, что ничем не хуже водителей, которые слышат: вижу дорогу, знаю правила, не надоедаю пассажиру болтовней”, – рассказывает Алексей. И это так: глухие никогда не начинают разговоры с пассажиром и просто молча делают работу, сосредоточивая внимание на дороге. У них высоко развиты чувствительность и интуиция: как говорят, лишаешься одного, приобретаешь другое. Обострена и внимательность – вся основная задача на глаза. Они видят все вокруг себя благодаря зеркалам заднего вида.
Поработав таксистом, Алексей записал видеообращение на языке жестов и предложил глухим водителям объединиться. И его услышали.
Кстати
По информации, предоставленной “Яндекс Go”, с этой компанией сотрудничают 2 тыс. водителей с нарушениями слуха. Всего по России их 3500. В Москве работают 1 тыс. глухих таксистов. При этом в столице действуют 2 таксопарка для глухих водителей, а всего таксопарков, которые работают со слабослышащими и глухими людьми в Москве, более 50.