Михаил Иванов, выпускник школы № 1507, стал одним из самых умных школьников России — он победил в телевизионной олимпиаде «Умницы и умники». Мы встретились с Михаилом и узнали, как без экзаменов поступить в один из самых престижных вузов страны.
Любовь к истории
Для успешного зачисления в вуз Михаилу нужно было только сдать ЕГЭ по истории минимум на 75 баллов. С этим мальчик справился блестяще: он получил 97. Впрочем, для тех, кто готовится к «Умницам и умникам», хорошо сдать ЕГЭ не так сложно — в процессе подготовки ребята осваивают колоссальный объем информации. «Я читал книги из серии „Жизнь замечательных людей“, решал задачи из сборников заданий за прошлые годы, пользовался справочниками и учебниками, много раз ездил в Российскую государственную библиотеку — очень люблю работать с бумажной литературой, — признается мальчик. — Викторина отлично развивает навыки работы с большими объемами информации, учит вычленять главное и, конечно, развивает память».
Все началось с книги «От Рюрика до Павла I: История России в вопросах и ответах» Юрия Вяземского, профессора МГИМО и бессменного ведущего телевизионной программы. Книгу Михаилу подарила бабушка. «Тогда же я посмотрел один из выпусков и очень удивился, как легко ребята отвечали на сложнейшие вопросы без подготовки. Только потом, когда решил участвовать, понял, что все не так страшно: каждому на подготовку дается месяц, а пользоваться можно любыми источниками», — делится Михаил. Интересом к учению мальчик обязан школьным преподавателям: «Мой первый учитель Михаил Козинец привил, а любимая учительница Светлана Филиппова развила эту любовь к истории. Я искренне им благодарен, именно Светлана Викторовна посоветовала мне попробовать свои силы в „Умницах и умниках“. До этого у меня был опыт участия в олимпиадах, но викторина была чем-то совершенно новым. Например, во время подготовки я обращал особое внимание на какие-то интересные и яркие факты — понимал, что вопросы об этом могут встретиться на проекте».
Учатся работать в кадре
После успешного прохождения отборочного собеседования Михаил стал участником четвертьфинала. Съемка начинается уже на этом этапе, поэтому ребятам рассказывают, как работать перед камерой. Например, учат правильно поднимать руку: пока ведущий зачитывает вопрос, ее нужно держать на уровне груди, а поднимать следует, только когда задание прозвучит до конца. «На ответ дается определенное время. В идеале — 30 секунд, максимум — 40. Если говоришь больше, тебя остановят, — добавляет Михаил. — В полуфинале викторины решается, какое место ты займешь в финале». Не обошлось и без казусов: «На четвертьфинале я так переволновался, что не смог ответить на банальный вопрос: „Какие три ханства присоединил Иван Грозный?“. Вспомнил Казанское и Астраханское и никак не мог назвать третье. Только потом понял, что третьим было Сибирское».
Мальчику особенно запомнилась теплая и дружественная атмосфера во время съемок. «Координатор Всероссийского движения „Умницы и умники“ Карина Князева перед началом каждой новой серии говорила: „Ребята, давайте соберёмся, успокоимся и настроимся на продуктивную работу“. И всё получалось, — поясняет Михаил. — В олимпиаде участвуют ребята со всей страны, с кем-то мы успели познакомиться. Некоторые победители приехали из совсем маленьких сел и городов. Здорово, что у них есть такая возможность поступить в хороший московский вуз».
«Хочу быть дипломатом»
Темы вопросов участникам предлагали самые разнообразные. «Викторина помогла мне еще глубже изучить российскую и зарубежную историю. Я отвечал на вопросы о Смутном времени, Первой и Второй Мировой войне, ближе познакомился с биографией Рахманинова, Ивана IV, Иммануила Канта, с историей Древнего Китая и освоения Арктики, — делится Михаил. — Больше всего мне понравился финал, посвященный защитникам Отечества — Кутузову, Александру Невскому, Минину и Пожарскому. Знать и помнить об этих людях крайне важно в наше время. Своеобразным девизом при подготовке стали слова Суворова, которые каждый из нас слышал: «Мы — русские! С нами Бог! И мы победим!»
Поступать именно в МГИМО Михаил решил уже давно. «В будущем хочу быть дипломатом. Пока не знаю, в какой сфере — языковые группы в вузе формируются только в конце августа, — говорит он. — Работать хотел бы в МИДе, но все будет зависеть от того, на какие стажировки попаду в вузе». На протяжении всего процесса подготовки Михаила поддерживали родители, бабушки и, конечно, школьные учителя — кто-то помогал с литературой, кто-то снисходительнее относился на уроках. «Мне сильно помогло знание школьной программы. Например, я правильно ответил на вопрос о Жуковском благодаря моей учительнице русского и литературы Ольге Раевской — с ней на занятиях мы подробно разбирали „Светлану“. А классная руководительница Галина Галкина всегда вселяла уверенность в победе», — добавил школьник.
По словам мальчика, во время подготовки свободного времени почти не оставалось. «11 класс выдался очень тяжелым — я готовился к „Умницам и умникам“, к московским и всероссийским олимпиадам. Постоянно болел и не высыпался, — объясняет он. — В какой-то момент пришлось сделать выбор, на чем сосредоточить внимание, поэтому на всероссийской олимпиаде по истории я дошел только до регионального этапа и стал на нем призером. Все силы бросил на „Умницы и умники“. Как оказалось, не зря».
<!–Расположение: –>