© aletia / Фотобанк 123RF.com |
24 июля Госдума отклонила законопроект, направленный на усиление господдержки многодетных работников (Проект федерального закона № 537554-8).
Законопроектом предлагалось:
- внести изменения в статью 262.2 ТК РФ, предоставив, работникам, имеющим трех и более детей, право на отпуск в удобное для них время до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения. Сейчас согласно ст. 262.2 ТК РФ работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время до достижения младшим из детей возраста 14 лет;
- внести изменения в часть третью ст. 259 ТК РФ и запретить направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия работников, являющихся членами многодетных семей, до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии обучения его в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения;
- внести изменения в часть вторую ст. 179 ТК РФ, закрепив преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении численности штата при равной производительности труда и квалификации для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет.
Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (далее — Комитет) счел проектируемые изменения в ст. 259 и 262.2 ТК РФ редакционно неудачными и даже «ухудшающими положение многодетного работника, имеющего более трех детей, поскольку при достижении старшим ребенком 18 лет (либо обучающимся старшим ребенком 23 лет) соответствующие гарантии не будут предоставляться работнику независимо от возраста и числа всех последующих детей в многодетной семье. В отличие от младшего ребенка, каковым становится каждый последующий ребенок в семье, старшим ребенком является и всегда будет являться именно первый ребенок». Со своей стороны отметим, что в настоящее время для предоставления гарантий, предусмотренных ст. 262.2 и частью третьей ст. 259 ТК РФ, необходимо соблюдение одновременно двух условий: младшему ребенку должно быть меньше 14 лет, а старшему — меньше 18. Полагаем, планировалось расширить круг работников, имеющих право на дополнительные гарантии, а не сузить его.
Проектируемое в ст. 179 ТК РФ распространение преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников на матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет, по мнению Комитета, нуждается в согласовании с нормами части четвертой ст. 261 ТК РФ.
Кроме того, у Комитета есть замечания юридико-технического характера к тексту проекта.
Не поддержали законопроект также, например, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Правительство РФ, РТК.