Накануне открытия IPQuorum пообщался с продюсером смотра Артуром Григорянцем о том, что такое вдохновение, зачем в принципе нужны театральные фестивали и о том, как собрать международных гостей в условиях сложной геополитической обстановки.
Как собиралась программа нынешнего феста?
Артур Григорянц: За годы существования у «Вдохновения» сложился определенный подход к формированию программы. У нас обязательно должна быть одна часть международная, вторая — из российских проектов и третья, которую наша продюсерская компания создает специально для фестиваля. С учетом нынешней ситуации мы обратили внимание туда, куда давно хотели, но все никак не могли добраться — а именно в сторону Южной Америки. Для нас это некая Terra Incognita c точки зрения театра, которую хотелось бы изучить и показать. Конечно, мои великие коллеги, например, основатель Международного театрального фестиваля имени Чехова Валерий Шадрин, уже приоткрыли дверь в Южную Америку. Но, к сожалению, эти связи очень дорогие, в основном за счет логистики, это практически как до Луны долететь. Но в этом году мы все-таки отправились в Чили на Santiago a Mil — крупнейший смотр всего латиноамериканского театра, где за неделю один я посмотрел 21 спектакль. Всего, скажу вам, в шорт-листе для продюсеров 100 спектаклей. И вот мы привозим четыре проекта из Южной Америки. Так из Чили приезжает кукольный спектакль «Антуко». В этой стране вообще очень много внимания уделяют кукольному театру. Каково было мое удивление, когда в этом году в Сантьяго я увидел гоголевскую «Шинель» в театре марионеток, которую в 2009 году показывали в Москве на Чеховском фестивале. Спектакль идет в репертуаре театра уже больше 15 лет! Из Бразилии ждем спектакль «Макаки», где смешивается драма и современная хореография. Покажем наше открытие — чеховскую «Чайку», которую поставил в Аргентине Гильермо Какаче. Это чистейший восторг, он разложил всех персонажей на пять актрис. Сначала думаешь: я из России, Чехова видел во всех возможных вариантах, что мне может показать аргентинский театр. И вдруг оказывается, что им есть чем удивить. Помимо Южной Америки, у нас Южная Африка, Армения, Иран. Более того, даже в странах, с которыми сейчас прохладные отношения, у нас есть вполне себе дружественные работники культуры. Будет проект из Испании — «Таранто», из Франции приедет Аурелия Имберт с «Мечтой горничной», а греческий режиссер Менелаос Каранцас проведет лабораторию современного театра на тему «Понятие хора в древнегреческой драматургии и современные подходы к его представлению на сцене». Кстати, лаборатория — это специальный проект нашего фестиваля. Работа ведется с российскими актерами, мы для этого объявляли опен-колл, и за неделю они должны представить эскиз спектакля. В этом году я могу искренне как продюсер гордиться фестивалем, потому что с учетом всех обстоятельств и возможностей-невозможностей у нас одна из лучших международных программ. И то, что к нам, несмотря ни на что, приезжают европейцы, означает, что за годы своего существования «Вдохновение» себя зарекомендовал.
А если говорить о российской части, кого назовете среди хедлайнеров?
Артур Григорянц: Зеленый театр — особое место для «Вдохновения». Москва, лето, 2 800 человек под открытым небом. Сюда нужно привозить какие-то особенные проекты. Мы посчитали, что «Обыкновенное чудо» нашего большого друга Алексея Франдетти — как раз тот спектакль, который можно достойно сыграть. И здесь же мы представим наш собственный проект, который мы делаем под кураторством Егора Дружинина — «Ночь одноактных балетов». Привозим еще спектакль по Шукшину «Охота жить» из Новороссийска и прекрасный уличный театр Vokrug из Санкт-Петербурга — по ВДНХ будут разгуливать восьмиметровые марионетки. И многое другое.
Сколько по времени собирали программу и кто этим занимался?
Артур Григорянц: В этом году отбор занял полгода. Помимо меня, у нас есть четыре куратора — Тимофей Рябушинский делает инсталляции, Сати Спивакова занимается музыкальной программой, Александра Урсуляк отвечает за театр, а Егор Дружинин — за танец. Понятно, что каждый несет ответственность за какое-то направление, но при этом все настолько соединено, что Тимофей устраивает вечернее шоу на аллеях парка, а Александра даст концерт «Хорошие песни» в павильоне «Рабочий и колхозница». Вот такая у нас команда в этом году, и все, как мне кажется, отлично сложилось. Надеюсь, гости фестиваля оценят.
1 августа у ВДНХ день рождения. Привязка понятна, но не накладывает ли лето, жара, отпуска определенные риски?
Артур Григорянц: ВДНХ — это город в городе. Поток желающих посетить это место огромен, и погода на это никак не влияет. Даже в проливной дождь здесь всегда собирается море людей. Так что с посетителями проблем нет. Плюс за годы проведения смотра у нас сформировалась своя аудитория, причем как для крупных проектов в Зеленом театре, так и для камерных, которые проходят в ДК (павильон 84) или на крыше «Рабочего и колхозницы».
Почему для театральной сферы важно наличие фестивалей? Что это дает?
Артур Григорянц: Это привносит движ. Театральная среда, особенно в России, где есть сложившаяся репертуарная система, сезонность, все-таки нечто устоявшееся. А фестивали дают свежий воздух. К нам приходят молодые артисты, режиссеры, которые напитываются этой энергией, вдохновляются чем-то новым, переосмысляют свои проекты. Это то, что дает развитие всему театральному процессу. Опять же это позволяет увидеть, что происходит в Перми, Новороссийске, Санкт-Петербурге, в Бразилии, Чили, не у всех же есть возможность выехать и посмотреть спектакль в Сантьяго или Перми. Поэтому важно, чтобы фестивали росли, развивались, появлялись новые форматы.
Чем продюсирование фестиваля отличается от обычного театрального проекта?
Артур Григорянц: Поскольку я делал и то и другое, то знаю, почему мне интереснее заниматься фестивалями. Так как на фесте много проектов, мозг просто не успевает закостенеть. Нужно постоянно двигаться, что-то придумывать, рождать какие-то идеи, решать новые задачи. Да, сложно, не все справляются, будем честны, но это дает невероятный драйв, который заряжает. А потому я хочу и впредь развивать фестивальное движение в России. Ничего не имею против ни проектной деятельности, ни репертуарного театра, все, кто этим занимаются, большие молодцы, но мне интереснее делать фестивали.
Вы продюсер со стажем. Какими качествами нужно обладать, чтобы «продвигать культуру в массы»?
Артур Григорянц: Педантичностью. Но при этом сохранять огонь в глазах. Конечно, продюсер должен держаться в определенных рамках, понимать, что есть границы, которые нужно соблюдать. Он обязан просчитывать риски, осознавать финансовые возможности и четко представлять, что может себе позволить, а что нет. Нужен баланс между творчеством и экономикой.
Если же говорить о привлечении спонсоров, то все зависит от программы. Бизнесу важно, чтобы их логотипы засветились там, где есть интерес публики. Это очень четкая взаимосвязь.
Бизнес и творчество. Какое процентное соотношение в вашей деятельности?
Артур Григорянц: Для меня продюсер — это не просто менеджер или директор, как некоторые думают. У нас сложилось мнение, что продюсер — это только финансовый распорядитель, который считает деньги. Мне же важно быть менеджером-креатором. Да, я разбираюсь в сметах, застройке, технических вопросах, но творческая составляющая для меня очень много значит. Такой подход ближе к европейской и американской системам.
Такой же точки зрения, судя по всему, в свое время придерживался Сергей Дягилев.
Артур Григорянц: Да, и я всегда им восторгался. Мне близко то, что он делал в рамках своих сезонов. А отвечая на ваш вопрос про проценты, думаю, что шестьдесят на сорок, где шестьдесят — это творчество.
«Вдохновение». Что вкладываете в название смотра и что вдохновляет вас лично?
Артур Григорянц: Что мы вкладываем в название? Несложно догадаться, что слово «вдохновение» выросло из букв ВДНХ. Мы перебирали множество вариантов и все-таки остановились на этом. Шел 2015 год, и мы поняли, что это слово идеально отражает то, что происходит на ВДНХ. В то время территория из частных рук перешла под контроль города Москвы, появилась новая команда, заинтересованная в том, чтобы вернуть ВДНХ к первоначальному замыслу — к достижениям страны, а это невозможно без вдохновения.
Если говорить обо мне. Прозвучит, возможно, банально, но меня вдохновляет интерес к будущему. Мне важно, что будет завтра. И это, в свою очередь, вдохновляет на то, чтобы делать что-то уже сегодня.