Почти половина компаний не обращает внимание на то, какое конкретно высшее учебное заведение окончил молодой специалист. Это следует из последнего исследования, проведённого президентской платформой «Россия — страна возможностей» в рамках кадрового проекта «Профразвитие» совместно со стаффинговой группой ANCOR. Респондентами стали 998 HR-специалистов из самых разных отраслей экономики, в том числе промышленности, IT и телекоммуникации, а также банковского дела.
Оказалось, что 78% компаний нанимают молодые кадры, чтобы «вырастить» специалиста под свои требования, 38% — из-за наличия рутинной работы, 35% — из-за нехватки сотрудников, 27% — чтобы получить новый взгляд на устоявшиеся рабочие процессы, 25% — ради экономии бюджета, 22% — чтобы повысить узнаваемость бренда, а 9% — для соблюдения корпоративной политики.
При этом причины отказов не менее разнообразны: слишком высокие зарплатные ожидания соискателей — 47%, особенности поколения — 30%, нехватка ресурсов компании для обучения — 27%, вложения оказываются неэффективными — 23%, люди без опыта не могут работать нужное количество часов — 17%, негативный опыт в прошлом — 10%, нет выхода на молодежную аудиторию — 7%, сложности с оформлением — 3%. Однако есть и «идеальные» новички, причём критерии универсальны.
Так, работодатель хочет видеть кандидата, умеющего обучаться, имеющего высокую мотивацию, ответственность, трудолюбие, профильное образование, совпадение по ценностям, инициативность, развитые универсальные и профессиональные навыки, опыт участия в социальных проектах и иных университетских активностях. Также HR интересуются средним баллом по учёбе, указывается в результатах опроса.
Причём зачастую соискатели допускают ряд ошибок. Они чрезмерно или, наоборот, недостаточно уверены в себе и не могут справиться с волнением, опаздывают на встречи и собеседования, неграмотно составляют резюме, не понимают суть вакансии и требований, плохо владеют универсальными навыками, ничего не знают о компании, в которую хотят устроиться, неопрятно выглядят или ведут себя неуместно.
Чаще всего работодатели ищут молодые кадры на сайтах по подбору работы — 58%, ещё 55% сотрудничают с образовательными учреждениями, 55% — пользуются «сарафанным радио» и подыскивают выпускников через знакомых, 49% прибегают к социальным сетям и мессенджерам, 40% размещают вакансии прямо на сайте компании, 22% — на государственных сервисах, 18% обращаются в кадровые агенства, 15% — к студенческим карьерным сайтам, 11% посещают молодёжные мероприятия.
Что касается образования молодых специалистов, то, как оказалось, компании не обращают внимания, какой именно вуз закончил человек. По крайней мере, это не важно для 49% опрошенных HR-специалистов. Ещё 51% заявили обратное, причём не только в случае с узким профилем. Самыми предпочтительными учебными заведениями оказались НИУ ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, МГТУ и Финансовый университет при Правительстве России.
Напомним, другой опрос показал самых ненавистных коллег россиян. Ими оказались финансовые специалисты и бухгалтеры. Не особо мила и служба безопасности.