© vvoennyy / Фотобанк 123RF.com |
Администрация города выиграла иск к ИП о запрете осуществлять торговлю товарами ритуального назначения в нежилом помещении МКД. Поводом к иску стали многочисленные жалобы жильцов МКД на то, что им неприятно соседство магазина ритуальных услуг (они даже приняли на ОСС решение о закрытии этого магазина). Воспользовавшись статусом собственника нескольких нежилых помещений и муниципальной квартиры в этом же доме, ОМСУ предъявил указанный иск и обосновал его нарушением строительных и санитарных норм, запрещающих деятельность по организации ритуальных услуг в жилых зданиях (Определение Верховного Суда РФ от 8 июля 2024 г. № 306-ЭС24-9554).
Суд первой инстанции в иске отказал – не усмотрев ни нарушения прав ОМСУ как собственника квартир, ни конкретных нарушений санитарных правил со стороны ответчика, ни факторов вредного воздействия на человека, – а вот апелляционный суд и суд округа удовлетворили исковые требования:
- из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что спорное здание является многоквартирным жилым домом, на первом этаже данного дома размещен магазин ритуальных услуг, деятельность в котором осуществляет ответчик;
- согласно акту осмотра технического состояния магазина, он представляет собой магазин по продаже венков, ритуальных принадлежностей. Часть помещения предназначена для выставочных образцов, не подлежащих продаже и выносу из магазина. Факт размещения в спорном помещении образцов похоронной продукции и ее демонстрации в выставочном зале помещения с указанием стоимости такой продукции также ответчиком не оспаривается;
- кроме того, согласно фотографиям, размещенным на официальной интернет-странице соответствующего похоронного агентства, этим агентством предоставляется полный спектр ритуальных услуг и ритуальных принадлежностей;
- согласно п. 2.3, п. 2.5 ГОСТ 32609-2014 агентские услуги (прием и оформление заказа на организацию похорон в пункте приема заказов или с выездом по адресу, указанному потребителем, консультативная помощь) является видом ритуальных услуг, а бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов), салон-магазин (здание или группа помещений, в которых осуществляется торговля похоронными принадлежностями и намогильными сооружениями, в котором /которых представлены образцы похоронной продукции и прейскуранты на нее) относятся к объектам похоронного назначения;
- в силу п. 4.15 СП 54.13330.2022 не допускается размещение в МКД ряда встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, в числе которых упомянуты и учреждения и магазины ритуальных услуг. При этом нормы данного документа применяются как в процессе строительства, так и при эксплуатации МКД. Никаких указаний на то, что применение данного Свода правил ограничено только зданиями, введенными в эксплуатацию после вступления в силу этого документа, последний не содержит;
- на основании п. 8.11 «МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в РФ» (рекомендованы Протоколом Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. № 01-НС-22/1) бюро и бюро-магазины похоронного обслуживания рекомендуется размещать на селитебной территории, но не ближе 100 м от жилых зданий;
- таким образом, размещение магазина ритуальных услуг в жилых многоквартирных домах запрещено на законодательном уровне. Поэтому довод предпринимателя о том, что истцом не доказано негативное влияния деятельности ответчика на психическое и физическое состояние здоровья населения, не имеет правового значения для рассматриваемого спора;
- муниципальное образование вправе обратиться в суд с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следовательно, истцом избран надлежащий способ защиты права, тем более что ОМСУ может обратиться в суд не только для защиты публичных интересов, но и как собственник помещений в спорном МКД.
Верховный Суд РФ отказал ИП в пересмотре дела, отметив, что действующее законодательство не допускает размещения на первом этаже МКД учреждений и магазинов ритуальных услуг.