© sdecoret / Фотобанк 123RF.com |
Группа сенаторов во главе с Андреем Клишасом разработала меры, направленные на предотвращение избыточной обработки персональных данных россиян. В Госдуму внесен соответствующий законопроект1.
Так, в закон о защите прав потребителей предлагается включить норму, запрещающую продавцам ограничивать доступ потребителя к информации о товаре из-за его отказа предоставить свои персональные данные. Исключение предусмотрено для случаев, когда обязанность предоставления таких данных закреплена в законодательстве РФ. Тот же запрет планируется распространить на исполнителей и владельцев агрегатора.
Законодатели считают неправильным, когда предоставление согласия пользователя на обработку персональных данных является обязательным условием для получения доступа к информации о товарах (работах, услугах) независимо от того, будут ли они приобретены. «Данная практика приводит к избыточному сбору персональных данных граждан, которые используются по большей части в целях, не связанных непосредственно с процессом предоставления информации о товарах, работах и услугах (направление рекламной и иной информации для продвижения товаров и услуг, спам)», – отмечают они.
В свою очередь, в законе о защите персональных данных может появиться уточнение, предписывающее оформлять согласие на обработку персональных данных отдельно от иных информации и документов, которые подтверждает или подписывает субъект персональных данных. Это должно предотвратить случаи, когда согласие включается в пользовательские соглашения или другие юридические документы, и среди большого объема иных сведений часто незаметно. Хотя такие документы могут предусматривать, в том числе, и условия о предоставлении согласия на обработку персональных данных в целях их передачи неопределенному кругу лиц. То же касается так называемых «браузер-соглашений» – когда посетитель информационного ресурса принимает условия договора (пользовательского соглашения) проставлением «галочки», автоматически предоставляя доступ к своим персональным данным, так как согласие на их использование включено в такое соглашение.
Поправки планируется ввести в действие с 1 марта 2025 года. Они призваны минимизировать возможную передачу персональных данных россиян неограниченному кругу лиц и снизить риски утечки и последующего противоправного использования сведений.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 679980-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.