Станки с историей
Завод называется «Ламбумиз», что расшифровывается как «ламинированные бумажные изделия». Открылся он в 1972 году и до сих пор располагается в том же здании на Рябиновой улице. Тогда предприятие называлось Московский завод ламинированной бумаги и полимерных изделий «Мосламбумиз». Выпускать там начали первую отечественную картонную упаковку Tetra Classic в форме пирамиды. Разливали в нее главным образом молоко. В ту пору за ним часто ходили с бидонами к большим бочкам на колесах, прямо как за квасом. Еще молоко продавали в стеклянных бутылках, где оно хранилось считаные часы. Так что пирамидки в то время были прорывом.
«Хотя с ними тоже были проблемы — они часто протекали, — вспоминает председатель совета директоров «Ламбумиз» Сергей Ботвин, ведя нас к главному цеху. — В итоге в 1980-е наш завод модернизировали и начали выпуск картонной упаковки Gable Top в форме параллелепипеда с гребешком наверху».
Для производства картона используют деревья хвойных и лиственных пород, так что продукция по-настоящему экологически чистая
С тех пор эти параллелепипеды, пожалуй, самая распространенная упаковка для молока. Но и они разные. Есть Tetra Pak с плоским верхом, в них еще часто разливают сок.
На предприятии работают около 200 человек, есть свои династии, когда трудятся семьями.
Но в таких пакетах обычно продается стерилизованное молоко с большими сроками годности — полгода-год. А вот в Gable Top разливается пастеризованное молоко со сроком годности не больше пары недель. По сути, это простой ламинированный картон — бумага, покрытая полиэтиленом.
Картон на завод привозят в больших рулонах с двух российских предприятий — Светогорского целлюлозно-бумажного комбината и Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. На первом еще делают известную офисную бумагу SvetoCopy. Для производства картона используют деревья хвойных и лиственных пород, так что продукция по-настоящему экологически чистая.
«Этот картон мы ламинируем на ламинаторе — это станок, сделанный в Германии в 1983 году — он, конечно, модернизирован, но в целом может прослужить до 100 лет, — отмечает Ботвин. — Полиэтилен разогревается до высоких температур и в жидком виде наносится на картон. Так картон становится ламинированным, что позволяет ему не бояться влаги и дает другие полезные свойства».
На станке 1983 года, кстати, даже кнопки управления родные — подписаны по-немецки и продублированы по-русски: «агрегат к пуску готов», «пламя выключено», «аварийный останов» и т.д.
Но хватает тут и современного оборудования — с помощью такого, например, наносят краску. Станки не стихают ни на минуту, и вот по конвейеру тянутся сотни и тысячи готовых разноцветных упаковок — для молока, ряженки, кефира, йогуртов и т.д.
Упаковку у московского предприятия покупают около 300 заводов со всей России и других стран. Фото: Сергей Куксин
От Суджи до Ляховичей
Упаковку у предприятия покупают около 300 заводов со всей России и других стран. Вот по конвейеру тянутся пакеты для кефира Суджанского маслодельного комбината в Курской области, а вот пакеты для молока «Вятушка» Кировского молочного комбината. Много упаковки отсюда едет в Беларусь. Например, пакеты для молока с простым названием «Вкусное» — делает его Лидский молочно-консервный комбинат в Гродненской области. А биококтейль с клубникой и ванилью «Ляховичок» производит Ляховичский молочный завод в Брестской области. Также упаковка из Москвы идет в Витебскую, Могилевскую и другие области Беларуси.
«Мы также поставляем в республику разливочное оборудование, помогаем с его наладкой и обучаем специалистов работе на нем, — подчеркивает Ботвин. — То есть не просто отправляем упаковку, а делаем так, чтобы на местах не возникало проблем с ее использованием».
Сегодня московский завод выпускает около 60 миллионов единиц упаковки в месяц. Как для молока и кисломолочки объемом от 0,25 до 2 литров, так и одноразовую посуду и гибкую упаковку — например, для сыра, масла и творожных сырков. Причем за последние 2,5 года объемы производства выросли вдвое — из-за санкций часть иностранных предприятий-конкурентов останавливали производство, и «Ламбумиз» взял их нагрузку на себя. Сначала были проблемы с отбеливателями для картона и красками, но их довольно быстро решили — многое начали производить внутри страны. Сейчас в Москве могут напечатать на картоне картинку любых цветов.
Всего на предприятии работают около 200 человек, есть даже свои династии, когда трудятся целыми семьями. Еще в строю люди, которые помнят установку и наладку станков 1983 года. Но средний возраст сотрудников все же 35-40 лет. Например, начальнику цеха Максиму Курьянову 37 лет — работает он третий год, но уже успел подняться на несколько ступеней по карьерной лестнице. Что интересно, в прошлом работал, например, начальником отдела продаж и к промышленности отношения не имел. «Производство привлекает возможностью каждый день видеть результаты своего труда, в офисе такого нет, — рассказывает он. — А еще тут постоянно учишься, узнаешь что-то новое, нельзя стоять на месте. Это интересно».