Актуально
Ср. Сен 25th, 2024

“И это Америка?”: как прошла первая в СССР Американская национальная выставка

By Admin Июл24,2024

Во времена хрущевской оттепели СССР и США подписали договор, предусматривающий обмен культурным опытом. В его рамках американцы предложили провести выставку достижений СССР в Нью-Йорке, а достижений США – в Москве. При этом каждая страна сама решала, что показывать – никакой цензуры и запретов, полное доверие. В Центральном комитете КПСС инициативу рассмотрели и одобрили.

Посетители у экспозиции производителей легковых автомобилей на Американской национальной выставке. 1959 г.

РИА Новости/Анатолий Гаранин

Посетители у экспозиции производителей легковых автомобилей на Американской национальной выставке. 1959 г.

29 июня 1959 года на площади Коламбус-серкл в Нью-Йорке, открылась экспозиция СССР. Советский Союз отправил на выставку макеты спутников, атомных электростанций, атомоходов, космических ракет, ледоколов и синхрофазотронов. Также американцам представили советскую сельскохозяйственную технику, автомобили, телевизоры и одежду. Основной задачей делегации из СССР было создание образа развитой социалистической державы, не отстающей ни в чем от западных капиталистических стран.

И вот пришел черед Штатов. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон 24 июля 1959 года в Москве, в Сокольниках, открыли выставку с официальным названием “Промышленная продукция США”. Кстати, именно с нее началась регулярная выставочная деятельность в Сокольниках, которая успешно продолжается до сих пор. Изначально выставку планировали устроить в Парке Горького, но площадка на берегу Москвы-реки оказалась тесноватой для воплощения в жизнь амбициозных американских идей, поэтому выбор пал на Сокольники.

Проспект американской выставки. Фото: Аукционный дом “Литфонд”

Под выставку была отведена территория парка в несколько гектар. Здесь был создан настоящий выставочный городок, состоящий из трех оригинальных павильонов и одноэтажного “типичного американского дома” с характерным интерьером и полным набором бытовой техники.

Самым интересным павильоном в архитектурном плане стала работа знаменитого американского инженера Ричарда Фуллера. Готовый павильон он увенчал золотым рельефным куполом. А внутри него семь огромных экранов демонстрировали фильм о жизни американской семьи. Простояла конструкция довольно долго, его демонтировали только в 1983 году. Также к выставке на территории парка были обустроены аллеи, экспозиционные площадки, искусственные водоемы и множество цветочных клумб.

Демонстрировать результаты своих научных достижений американцы не стали. Решили брать другим. Они привезли в СССР “сюпермаркет” – тогда в официальных документах это слово так и писалось. Сейчас их в Москве полным-полно, а тогда, можно сказать, открылся первый. В нем на просторных полках лежали абсолютно любые продукты в огромных количествах. Еще американцы привезли “драгсторы” – американские аптеки, в которых можно было не только купить лекарства, но и позавтракать, выпить содовой или съесть мороженое. В общем, показали повседневную жизнь обычного американца.

Советские граждане у входа павильон Ричарда Фуллера. 1959 г. Фото: Музей Москвы

Расчет оказался верным. Экспозиция стала настоящим “окном в Америку”. На новейшие автомобили марок “Форд” и “Дженерал Моторс”, высокотехнологичные компьютеры, посудомоечные машины, на роботов-пылесосов, телевизоры, кухонные комбайны и электрические соковыжималки, а также заграничную одежду, обувь, косметику москвичи, да и не только они, отправились смотреть с невероятным интересом.

Билеты на выставку можно было подделать. 1959 г. Фото: Музейно-выставочный центр г. Дальнегорска

За шесть недель, что продлилась выставка, ее успели посетить около 3 миллионов человек. Это при том, что на билеты существовала квота. Выдавали не более 50 тысяч штук в день. Но где наша не пропадала. Некоторые умельцы научились подделывать входные билеты, что оказалось не так уж сложно. Например, художник, участник нонконформистского движения Анатолий Зверев просто рисовал их для себя и своих знакомых.

Советские СМИ, тем не менее, освещать мероприятие нужным не посчитали. Видимо, чтобы не создавать еще больший ажиотаж вокруг него. Единственное, что просочилось в прессу, это спор между Никсоном и Хрущевым, получивший название “Кухонные дебаты”. Спорили о том, чья система лучше – капиталистическая или социалистическая, прямо в макете американского дома на укомплектованной всей мыслимой и немыслимой техникой кухне. Некоторые исследователи утверждают, что свою “Кузькину мать” Хрущев впервые упомянул именно здесь, в пылу словесного пикирования с американцем.

Телевизор – предмет быта простого американца. 1959 г. Фото: loc.gov

Отдельной частью выставки стал показ американской моды. Контраст между “стилем” советских женщин и тем, как были одеты модели, грациозно плывущие по подиуму, был ошеломляющим.

Американцы продемонстрировали, насколько камфортнее жилось гражданам США по сравнению с советскими людьми. 1959 г. Фото: Музей Москвы

Завершал экспозицию раздел современного искусства. Для выставки в Москве привезли среди прочего полотна знаменитого абстракциониста Джексона Поллока, который создавал картины, разбрызгивая краску на холсты с кистей. Сегодня эти полотна стоят огромных денег. А тогда для наших художников-нонконформистов все увиденное казалось другим, новым, неизведанным и от этого еще более манящим миром.

Восхищались увиденным на выставке не все. Сохранились и весьма сдержанные, даже негативные отзывы. Посетители жаловались на недостаточное количество технических и научных экспонатов. А некоторые и вовсе возмущались. Некто П. Корзинкин в своем отзыве написал так: “И это Америка? Страна Эдисона и других великих изобретателей? Какой-то “ширпотреб” – кастрюли, тряпки, клозетная бумага…Понятно, почему американцы отстают со спутниками”.

Но все-таки большинство зрителей были поражены, насколько более комфортным и благополучным был быт простого американского гражданина по сравнению с бытом советских граждан. На это, собственно, и был расчет заграничных организаторов экспозиции.

Одним из ярких и запоминающихся событий на выставке стала бесплатная дегустация заморского напитка “Пепси-кола”. Наливали ее советским гражданам специально обученные девушки из автоматов в одноразовые стаканчики. И, несмотря на то, что в “Медицинской газете” активно писали о вреде газировки, на выставке было выпито около трех миллионов стаканов пепси. Вкус ее нравился не всем. Один из посетителей даже назвал газировку “гуталиновым настоем с еловым отваром”. Но через пару десятилетий “Пепси-кола” все же стала желанным напитком для жителей СССР.

Хрущев и Никсон во время “кухонных дебатов”. 1959 г. Фото: Аукционный дом “ЕU-RU”

Да что там простые советские люди, даже Никита Хрущев выпил пару стаканчиков пепси. На этот отважный шаг его вдохновил Ричард Никсон, а того, в свою очередь, директор компании PepsiCo Дональд Кендалл. В то время производитель рекламировал напиток под слоганом “Будь общительным, пей “Пепси”!” (“Be Sociable, Have a Pepsi!”). Фотография пьющего американскую газировку Хрущева облетела многие западные издания. Под ней стояла остроумная подпись: “Хрущев хочет быть более общительным”.

Конечно, американский сервис поражал советское воображение. На выставке вечно улыбающиеся девушки раздавали значки и проспекты, готовы были проконсультировать по любому вопросу и крутили рекламные видеосюжеты на тему сказочной “заокеанской жизни”. Это был первый наглядный урок капитализма для советской России.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *