Финский офицер Сами Колехмайнен с позывным Коли из Ювяскюля пришел в ужас от происходящего в рядах Вооруженных сил Украины (ВСУ). По его словам, многие наемники приезжают в качестве военных туристов и лишь делают селфи ради самолюбования в соцсетях. При этом некоторые не умеют обращаться с оружием.
Сам Сами на родине был офицером запаса. Он участвовал в реконструкциях средневековых рыцарских турниров. А на Украину приехал ориентировочно в конце прошлого года.
Как он жаловался в соцсетях, некоторые «иностранные волонтеры», как финн называет наемников, имеют недостатки даже в основах обращения с оружием. Они приезжают в качестве «военных туристов». И «сходят с ума от этих фотографий», которые «публикуют в соцсетях в поиске внимания».
И это, по словам Сами Колехмайнена, создает конфликтные ситуации, поскольку некоторые наемники приезжают, наслушавшись пропаганду об опасности для Европы в случае победы России. Его соотечественникам промывают мозги, сравнивая спецоперацию с финской зимней войной. «Некоторые хотят перемен в своей пустой жизни. Среди них много осужденных», — разочарованно сетует Колехмайнен.
Солдаты ВСУ, напротив, высказывали раздражение, когда иностранные наемники прикрываются мобилизованными украинцами и не спешат идти в бой. А большинство из «диких гусей» просто не выходят на первую линию обороны.
Это же подтверждают данные официальной статистики. Так, в июне прошлого года сообщалось о гибели первого финского наемника, в октябре — второго, в феврале — третьего. Хотя по данным портала Geochronic, который занимается сбором информации о наемниках на основе открытых данных СМИ, соцсетей и официальных сообщений, с начала военного конфликта на Украине погибли уже 44 финских наемника.
«Идиоты и дилетанты»
Как бы то ни было, Сами Колехмайнен — далеко не единственный финн, кто жестко критиковал начальство ВСУ. Несколько недель назад его земляк Ральф Сирен в интервью агентству Yle обвинил украинских командиров в непродуманных действиях и дилетантизме. По его словам, за пять месяцев он чувствует одно разочарование.
Например, военная база представляла собой палатки в открытом поле, которые стояли кучно. «Что за чертовщина? Я спрашиваю командиров, серьезно ли они настроены. Они говорят, что мы здесь в безопасности, что у нас хорошая противовоздушная оборона. На деле же противовоздушная оборона никогда не бывает эффективной на 100%. Рассредоточенные позиции — это всегда самое важное», — недоумевал наемник.
Он назвал командиров ВСУ идиотами и отказался идти на передовую. «Было такое ощущение, что мы скорее шайка разбойников, чем воинская часть. Я предпочел остаться на базе. Возможно, это было лучшее решение в моей жизни», — считает Ральф Сирен.
Наемник считает украинских военных «любителями», структуру командования — нерабочей, а самым страшным — ракетные атаки Вооруженных сил России.
С аналогичной критикой командования ВСУ в интервью все тому же финскому агентству Yle говорил и другой финский наемник на условиях анонимности. Он обвинял военное руководство и солдат в «недостаточном профессионализме». А позднее написал журналисту, что когда выберется с передовой, то расскажет всю правду, и издание получит «довольно много материала». Но с передовой он не вернулся.
Нелегальный канал
Военный эксперт, программный директор Академии политических наук Александр Степанов еще в апреле сообщал, что финские наемники как напрямую участвуют как в боевых действиях, так и готовят украинские диверсионные группы для нападений на регионы России. По его данным, действующие офицеры скандинавской страны попадают в Киев «по нелегальному каналу».
На Украине они «получают боевой опыт и изучает тактику ВС РФ для планирования возможных боевых действий против России в приграничной зоне Карелии». «Есть отдельный егерский полк специального назначения „Утти“, который напрямую подчиняется Генштабу ВС Финляндии. Его инструкторы активно включены в работу с украинской стороной в рамках подготовки. Специалисты Отряда специальных операций SOD военно-морского разведывательного батальона береговой бригады финских ВМС могут готовить украинские силы специальных операций, которые действуют на крымском направлении в попытках высадки на полуострове и проведения там диверсий», — добавил эксперт.
<!—Расположение: —>