Актуально
Пт. Сен 20th, 2024

Ректор МАИ рассказал о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках

By Admin Июл23,2024

Михаил Асланович, МАИ – участник “пилота” по переходу на новую систему высшего образования. Как вуз прожил этот год? Чему научились?

Михаил Погосян: Считаю, что все вузы пилотного проекта проделали за этот год большую работу. Прошлым летом МАИ перевел на базовое высшее образование профильные направления подготовки, такие как авиастроение, ракетно-космическая техника, двигатели летательных аппаратов, системы управления. Мы увеличили объем практической составляющей в программах подготовки, ввели модульную структуру. Анализ приема прошлого года показал, что абитуриенты высоко оценили новые подходы МАИ к формированию образовательных программ.

Сейчас формируется “ядро” программ высшего образования. Что это такое?

Михаил Погосян: Это базовые компетенции, которые нужны, чтобы студенты могли в дальнейшем успешно учиться по конкретным специализациям. “Ядро” должно быть единым, причем не только для одного университета, а для всех участников пилотного проекта и в конечном итоге – для всех вузов. Студенты на первом-втором курсах изучают базовые дисциплины, а начиная с третьего курса выбрают профиль. Цель в том, чтобы выпускники вузов могли сразу влиться в ряды разработчиков, производителей сложных образцов техники без адаптации. А значит, главная задача вузов – дать им практические навыки, а не только базовые теоретические знания.

В этом году МАИ уже полностью переходит на новую систему?

Михаил Погосян: Да, на втором этапе реализации пилотного проекта переводим на новые уровни базового и специализированного высшего образования IT, общеинженерные и экономические направления подготовки. И надо сказать, что для большинства наших заказчиков – а по данным направлениям это крупнейшие предприятия в сфере высоких и информационных технологий – это большой плюс и соответствует их ожиданиям. Они сами активно участвуют в разработке программ, делают с нами прогноз потребностей в кадрах. Думаю, мы таким образом избавились от дискуссии “вы не сформулировали требования – а вы не тех специалистов готовите”. Сейчас мы работаем в единой связке.

Приступать к работе над дипломом будущему инженеру надо за полтора года, а не за шесть месяцев, как сейчас. Этого мало, чтобы сделать хороший проект

Что изменилось для абитуриентов?

Михаил Погосян: Мне кажется, каких-то глобальных изменений не произошло. Большой плюс для ребят в том, что в образование активно вовлечены наши индустриальные партнеры, и это точно повысит уровень подготовки. Сегодня появляются новые возможности по заключению целевых договоров – можно подумать и в этом направлении. МАИ – один из крупнейших вузов по объему подготовки целевиков. Хотелось бы отметить еще одну из наших идей в рамках трансформации системы подготовки кадров – выделение модуля перспективных технологий. Потому что специализация в области проектирования композитных конструкций, в области математического моделирования, в области искусственного интеллекта требует дополнительных знаний и более глубокого погружения в эту конкретную область. Кроме этого, выделили модуль специализации, для подготовки конструкторов для разных ролей – по общему проектированию, по проектированию отдельных агрегатов, по проектированию систем. Здесь студенты получают, например, навыки владения современными расчетными методами. Математическое моделирование сегодня – одно из ключевых направлений развития высокотехнологичных отраслей индустрии. По нашим оценкам, оно позволяет более чем на треть сократить объемы физических испытаний, которые проводят сегодня для сертификации сложных образцов техники. И это большой экономический эффект.

Много новых вводных внутри программ, может тогда и сроки подготовки дипломной работы изменить?

Михаил Погосян: Именно так. Мы увеличили объем работы над дипломными проектами. В старой системе на это выделялось всего полгода. Сегодня, учитывая то, что срок обучения на многих наших направлениях – 5,5 лет, надо приступать к работе над дипломом уже с начала пятого курса. За полтора года можно сделать достаточно серьезный инженерный проект по одной из реальных задач, которые сегодня решает индустрия. При этом сам проект комплексный и включает в себя наработки проектной деятельности за все время обучения студента.

С 1 января заработал новый нацпроект “Беспилотные авиационные системы”. Беспилотники – одно из основных направлений в МАИ. Какие шаги будут здесь?

Михаил Погосян: Развитие беспилотных авиационных систем и услуг с использованием беспилотников – один из мировых трендов. За ближайшие 10 лет объем услуг с использованием таких летательных аппаратов и объем их производства должны вырасти на порядок. Это невозможно без специалистов, которые будут заниматься не только разработкой летательных аппаратов, но и проектированием услуг. Наша задача – подготовка комплексных инженеров: людей, которые не просто проектируют какой-то отдельный летательный аппарат или производственную линию по его изготовлению, а тех, кто может проектировать жизненный цикл продукта. Так что есть большая потребность в тех, кто будет заниматься продвижением таких продуктов на рынок, в операторах, которые могут управлять беспилотниками, и в тех, кто будет их сертифицировать. Ведь сегодня многие образцы беспилотной техники эксплуатируются в экспериментальном режиме. Если мы говорим о массовом внедрении, то должны прежде всего думать о безопасности.

Что, по вашему мнению, требуется для развития рынка беспилотников?

Михаил Погосян: Необходимо нормативное регулирование и сертификация. Мы проводим испытания беспилотников и участвуем в формировании нормативных требований к сертификации различного рода аппаратов. А их очень много, и требования к каждой группе разные. Есть БЛА разной взлетной массы: от нескольких килограммов до нескольких тонн. Есть беспилотники, которые используются для мониторинга больших территорий – лесных массивов, сельхозугодий. А есть те, что предназначены для доставки небольших грузов по городу. Требования к безопасности у них будут существенно отличаться.

В МАИ действует Передовая инженерная школа. Говорят, что в таких школах “куется” элита инженерных кадров. Кого готовят у вас?

Михаил Погосян: Я уже говорил, что миссия университета – готовить не только специалистов для текущих потребностей индустрии, но и тех, кто способен создать научно-технический задел для ее роста. А задача Передовой инженерной школы – формировать новые подходы к разработке композитных конструкций, к созданию отечественных компонентов для БЛА, к цифровому сельскому хозяйству. Это те направления, которые мы выделили для себя как перспективные. В нашей ПИШ объединяем “задельные” и прикладные исследования с реальными задачами индустрии.

В советские годы очень популярным было увлечение авиамоделированием, мальчишки стремились в небо. А сейчас?

Михаил Погосян: Авиационно-космическая отрасль была и остается локомотивом научно-технического прогресса, определяет развитие других отраслей. Но сегодня появилось множество других возможностей для молодежи: IT, беспилотники, малые космические аппараты.

Выпускник не станет абитуриентом МАИ, если заранее не познакомится с вузом. Расскажите, как вы работаете со школьниками?

Михаил Погосян: МАИ участвует в программе инженерных классов авиастроительного профиля. Совместно с департаментом образования и науки города Москвы мы реализуем этот проект на базе 9 школ столицы. Нам очень важно, чтобы в инженерные направления шли люди, которые имеют хорошие базовые знания и навыки. Также в структуре МАИ есть крайне востребованный детский технопарк “Траектория взлета”, где школьники знакомятся с технологиями и могут попробовать себя в разных областях, среди которых беспилотные авиационные системы, IT, 3D и многие другие. Важно, чтобы у детей появилось понимание будущих возможностей.

В детском технопарке МАИ “Траектория взлета” школьники могут познакомиться с беспилотными авиационными системами. Фото: Сергей Михеев

МАИ – альма-матер великих авиаконструкторов и летчиков-космонавтов. Что нужно абитуриенту, чтобы в будущем достичь таких же высот?

Михаил Погосян: Важны хорошая базовая подготовка, практический опыт, настойчивость, целеустремленность. Я не знаю великих руководителей и конструкторов, которые бы в 6 часов вечера уходили домой. Это большая интересная работа, но она требует самоотдачи. Важный фактор карьерного роста в авиационной отрасли – погружение в то, чем ты занимаешься. В любой области добиваются успеха только те люди, которые увлечены тем, чем они занимаются. Конечно, не обойтись без организаторских и управленческих навыков, без владения информационными технологиями.

Ключевой вопрос

Что нас ждет в будущем? Аэротакси? Сверхзвуковые самолеты? Дайте ваш прогноз.

Михаил Погосян: Рынок гражданской авиационной техники будет устойчиво развиваться. Рынок военной авиационной техники тоже будет конкурентным, у нас там достаточно сильные позиции. Активно развивается рынок космических услуг с использованием малых космических аппаратов. Принято решение о запуске проекта Российской орбитальной станции.

Конечно, будет сохраняться вектор на беспилотный транспорт. Новые материалы, композиты, аддитивные технологии, интеллектуальные бортовые системы будут определять технологический уровень авиационно-космической отрасли. Сейчас любой летательный аппарат – это летающий компьютер. И объем задач, которые решаются методами моделирования и с применением искусственного интеллекта, постоянно растет. Мы стараемся максимально повысить уровень безопасности полетов и разгрузить летчика от второстепенных задач. Также в скором времени появится сверхзвуковой пассажирский авиатранспорт.

Но как бы мы сегодня не определили направления развития, завтра они будут другими. Впереди новые технологии, новые подходы и новая жизнь!

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *