Повесть Сергея Довлатова «Зона. Записки надзирателя» состоит из 14 самостоятельных эпизодов, в которых рассказывается о жизни заключенных и их охранников. Первые рассказы были написаны в 1965–1968 годах.
В 1992 году вышли сразу две киноленты по мотивам довлатовской «Зоны»: драма Сергея Члиянца «По прямой» и фильм Владимира Студенникова и Михаила Григорьева «Комедия строгого режима».
Сегодня повесть находится в списке 100 книг, рекомендованных Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения.
Краткое содержание повести «Зона. Записки надзирателя» Довлатова
Борис Алиханов — главный герой повести, литературный двойник Довлатова.
Он служит надзирателем в штрафном изоляторе, ни с кем из сослуживцев старается не сближаться. В новогоднюю ночь, когда вся рота отмечает праздник, Алиханов сидит в канцелярии и записывает в тетрадь истории — грустные и смешные.
Про девушку Катю, которая познакомилась на южном курорте с капитаном лагерной охраны Егоровым и приехала за любимым в заснеженный лес, разбивать лед в умывальнике по утрам.
Про вора Купцова, который провел в лагерях 32 года и отказывается работать на лесоповале. Он отрубает топором пальцы на руке, только чтобы не нарушать «воровской закон».
Про спектакль к юбилею Октябрьской Революции, который замполит решил поставить силами заключенных и доверил роль Ленина рецидивисту Гурину.
Из этих и других зарисовок позднее складывается повесть «Зона». Акцент у Довлатова сделан не на воспроизведении чудовищных подробностей армейского и зековского быта, а на выявлении обычных жизненных пропорций добра и зла, горя и радости. Зона — модель мира, государства, человеческих отношений. В замкнутом пространстве усть-вымского лагпункта сгущаются, концентрируются обычные для человека и жизни в целом парадоксы и противоречия.
В «Зоне» Довлатов пишет о той правде жизни, которая ему открылась: «Я обнаружил поразительное сходство между лагерем и волей. Между заключенными и надзирателями… Мы были очень похожи и даже — взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы».
В чем смысл повести «Зона. Записки надзирателя»?
Основой «Зоны» стали воспоминания надзирателя Довлатова о своей службе во внутренних войсках, охранявших один из исправительных лагерей в Коми. В армию писатель попал после отчисления со второго курса Ленинградского университета в 1962 г. Воспоминания построены в уникальной довлатовской документально-художественной манере. С одной стороны, эти записки почти мемуары, но с другой — писатель добавляет в них что-то от себя. Пишет о себе как в первом, так и в третьем лице (причем использует вымышленную фамилию — Алиханов), поэтому, где заканчивается правда и начинается вымысел — непонятно.
В художественном мире Довлатова охранник и заключенный, злодей и праведник уравнены в правах. Зло в художественной системе писателя порождено общим трагическим течением жизни, ходом вещей: «Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже — плохим эстетическим вкусом».
«Зона» восходит к традициям русской лагерной прозы, которая была начата протопопом Аввакумом и продолжена Достоевским, Солженицыным, Шаламовым. Но если в их работах каторга и лагерь описываются с позиции жертвы, то у Довлатова главное действующее лицо — надзиратель. «Солженицын описывает политические лагеря. Я уголовные. Солженицын был заключенным. Я — надзирателем. По Солженицыну, лагерь — это ад. Я думаю, что ад — это мы сами», — писал Довлатов.