Прежде сотрудники сервиса лишь расставляли самокаты да напоминали пользователям правила их парковки. Но не все электросамокатчики готовы следовать этим правилам. Многие, например, просто бросают СИМ у входов на станции метро — то есть там, где в часы пик очень людно и арендованные транспортные средства мешают и даже могут спровоцировать травмы, если кто-то из пассажиров вдруг споткнется о брошенный где ни попадя самокат. А потому в кикшеринговой компании было решено добавить уличным сотрудникам полномочий. Теперь они могут фиксировать случаи нарушения ПДД в загруженных самокатами местах, предупреждают пользователей о штрафах и передают заявки в сервис, где служба поддержки проверяет, есть ли нарушение, и, если да, то выписывает штраф.
Первые скауты от «Яндекс Go» появились у метро «Некрасовка». За первую неделю их работы, как сообщили «РГ» в пресс-службе компании, только в одном районе выписали уже несколько сотен таких штрафов.
«Мера законная и действенная, — комментирует ситуацию автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Ведь в договоре с кикшеринговой компанией, который подписывает потенциальный пользователь электросамоката, содержится много важных пунктов, которые он, может быть, и пропустил при чтении документа. В том числе и о внутренних штрафах компании за нарушение условий договора. Некоторые каршеринговые и кикшеринговые компании прописывают эти пункты достаточно грамотно себе на пользу. Например, если пользователь электросамоката в нетрезвом виде был остановлен автоинспекцией, то там его оштрафуют, скажем, на 30 тысяч рублей, а сама компания может оштрафовать и на 150 тысяч».
«Работа скаутов-штраферов, безусловно, поможет безопасности движения, потому что сейчас самокатчики фактически находятся в зоне полной безответственности, — говорит председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. — И, конечно, самокатчиками должна системно заниматься дорожная полиция».
Пользователя электросамоката в нетрезвом виде компания может оштрафовать и на 150 тысяч рублей
Тем временем в «Яндекс Go» уверены, что скоро самокатные скауты-штраферы возьмутся за дело и в других районах столицы. «В Москве операторы аренды самокатов сотрудничают уже давно. Сейчас «Яндекс» выступил первопроходцем, но я вижу весьма вероятным появление таких скаутов и у других сервисов, или, может быть, какие-то совместные инициативы», — соглашается с этим главный редактор издания «Трушеринг» Полина Волкова. По ее наблюдению, пользователи обычно без проблем напрямую общаются со скаутами, к которым в Москве уже привыкли, это помощники, подсказывающие правила, помогающие освоить сервис. Штрафуют же при этом через службу поддержки, не при личном общении, так что водители самокатов вряд ли видят разницу».
Штрафы же при этом выписывают чувствительные: за неправильную парковку 500 рублей, за неспешивание на пешеходном переходе — 1 тысяча, за езду вдвоем на самокате — 3 тысячи, за управление самокатом несовершеннолетним — 5 тысяч рублей.