Система цензуры начала складываться в России еще в начале XVIII века. Она могла быть общей, то есть для российских или иностранных изданий, и ведомственной — например, военной, духовной, театральной. Был установлен порядок, в соответствии с которым сочинения богословского порядка должны были быть цензурированы в первую очередь Святейшим Синодом. А предварительную цензуру издаваемых книг с 1783 года осуществляли органы полицейского надзора.
Во времена правления императрицы Екатерины II цензура была ужесточена. Главной причиной стало начало Великой французской революции. Именно в этот период было закрыто издательство Николая Новикова и отправлен в ссылку писатель и общественный деятель Александр Радищев. В 1796 году в Петербурге и Москве были учреждены цензурные комитеты для контроля за изданием и ввозом книг в Россию. Через четыре года, уже при императоре Павле I, ввоз иностранной литературы в страну вообще был запрещен.
Такая цензурная политика только что взошедшему на престол императору Александру I была не близка. Поэтому 21 июля (9 июля по старому стилю) 1804 года, по его повелению, в Российской империи был утвержден первый цензурный устав. В соответствии с ним все издания должны были подвергаться цензуре с момента подачи автором рукописи в издательство и до выхода из типографии готового тиража. «Цензура обязана рассматривать все книги и сочинения, предназначенные к распространению в обществе», — говорилось в уставе. Следить за исполнением устава должны были цензурные комитеты, организованные при университетах — Санкт-Петербургском, Московском, Дерптском, Казанском и Виленском. Цензорами назначались их деканы.
Фрагмент Цензурного устава 1804 г. Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Если возникали цензурные конфликты, то арбитром выступал Совет университета. Обжаловать же решение университетской цензуры можно было в Главном правлении училищ Министерства народного просвещения — высшей инстанции по делам цензуры. Некоторые исследователи уверены в том, что передача цензурного дела университетской профессуре благотворно сказалась на развитии отечественной литературы.
Александр I также снял запрет на ввоз в Россию иностранной литературы, а вольным типографиям, принадлежавшим частным лицам, вернул их законный статус. А главным нововведением стало то, что «двойные по смыслу» места в тексте цензоры теперь должны были трактовать в пользу сочинителя. Из этого правила было только четыре исключения: если в рукописи отвергался Бог; она вооружала против веры и законов Отечества; оскорбляла верховную власть; была «совершенно противная духу общественного устройства и тишины». В этом случае цензурный комитет обязан был доложить о рукописи правительству.
При этом устав провозглашал, что «скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государством, или какой бы то ни было отрасли управления» должно печататься и возвышать успехи просвещения.
Фрагмент Цензурного устава 1804 г. Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Так что первый цензурный устав отличался вполне либеральным характером. «Редко бывало в истории России такое единодушное принятие обществом законодательного документа. Первый цензурный устав получил позитивные отзывы в текущей периодике», — подчеркнул Геннадий Жирков — профессор и специалист по истории цензуры в России.
Однако во второй половине царствования Александра I цензура вновь ужесточилась. Но этому было логичное объяснение. Россия была втянута в войну с Наполеоном. Поэтому нужно было следить за тем, как преподносятся успехи и неудачи страны, а также за отношением населения к врагу. Так что жесткой цензуре были подвергнуты произведения французской литературы. Что касается иностранной периодики, то было решено рассказывать про «такие только известия, которые до России вовсе не касаются». А обо всем, что имело хотя бы «некоторую связь с нынешним нашим политическим положением», рассказывала одна из старейших русских газет «Санкт-Петербургские ведомости». Издавали газету в Петербургской Академии наук два раза в неделю «под ближайшим надзором».
В 1811 году цензурный надзор вновь перешел в руки полиции. А в 1826-м императором Николаем I был утвержден новый цензурный устав, заметно ужесточивший контроль за выпуском литературы. Современники прозвали его «чугунным».