Актуально
Вс. Ноя 24th, 2024

Федор Матюшкин — друг Пушкина и северных морей

By Admin Июл21,2024

Первый выпуск Царскосельского лицея 1817 года наделил Россию многими яркими историческими личностями, однако все они оказались в тени славы Пушкина. И именно им посвящены проникновенные строки поэта-шестидесятника Александра Городницкого:

  • Вольховский, первый ученик,
  • Князь Горчаков и гений Пушкин…
  • Всех дальновиднее из них
  • Был мореплаватель Матюшкин,
  • Что, поручив себя волнам,
  • Сумел познать все страны света,
  • И жаль, что он известен нам
  • Лишь как лицейский друг поэта.

Француз и Федернелька

Александра Пушкина (лицейское прозвище Француз) и Федора Матюшкина (Федернелька) связывала горячая юношеская дружба. Они вместе читали книги о морях и приключениях, любили слушать рассказы отставных матросов, живших во флигеле Царскосельского парка, и делились планами на будущее. Некоторые биографы Пушкина полагают, что именно он зародил в сердце своего друга мечту о море.

Учился Федор Матюшкин старательно. Плохо давались ему лишь иностранные языки. Зато при распределении лицеистов по степени знания русского языка Матюшкин оказался пятнадцатым. Как это ни удивительно, на одну ступень ниже, шестнадцатым шел Александр Пушкин.

В конце учебы Федор Матюшкин поделился с директором лицея Егором Антоновичем Энгельгардтом сокровенным желанием стать моряком. В доме директора частенько бывали его друзья мореплаватели: возглавлявшие первые российские кругосветные экспедиции Иван Федорович Крузенштерн и Василий Михайлович Головнин. И вскоре после выпуска из Лицея восемнадцатилетний Федор Матюшкин стараниями Энгельгардта стал гардемарином и отправился в плавание в составе очередной кругосветной экспедиции Василия Головнина на шлюпе «Камчатка».

Первые плавания

Спутниками в походе оказались ровесники- младший вахтенный офицер барон Фердинанд Врангель и мичман Федор Литке. Оба они, как и Федор Матюшкин станут прославленными российскими адмиралами. Василий Головнин оценил старательность и смекалку гардемарина Матюшкина и в ходе плавания произвел его в мичманы.

По возвращению из кругосветного похода Фердинанда Врангеля назначили начальником экспедиции для исследования северных берегов Восточной Сибири. Весной 1820 года Врангель предложил Матюшкину отправиться вместе с ним в экспедицию к берегам Ледовитого океана. Федор без малейших колебаний согласился.

Еще с 17-го столетия северные берега Сибири вместе с прилегающими к ней островами неоднократно посещали российские казаки и промышленники. Некоторые тамошние земли частично описали морские офицеры. Однако к 19-му веку эти морские карты устарели и грешили неточностями. К тому же постоянно возникали слухи о существовании обитаемых земель в Ледовитом океане к северу от устья реки Колымы, получивших известность, как «Земля Санникова».

Шлюп Василия Головнина «Камчатка».

Начальником колымской экспедиции назначили Врангеля. В помощники к себе он взял мичмана Федора Матюшкина, штурмана Прокопия Козьмина, доктора Адольфа Кибера, а также слесаря Степана Иванникова и матроса Михаила Нехорошкова. Решили отказаться от плавания на исследовательском судне и изучать неизведанные земли, передвигаясь на собачьих упряжках.

Имена на карте

К району исследований экспедиция направилась сухопутным путем через всю Сибирь. При приближении к Колыме Врангель отправил Матюшкина вперед для обустройства базы экспедиции в Нижне-Колымске. Молодой офицер приобрел там для своих товарищей бревенчатый дом, выстроил башню для астрономических исследований, оборудовал ледовый погреб для хранения продовольствия.

Когда начались исследовательские походы, офицеры разделились. Врангель отправился на морское побережье, Матюшкин в экспедицию по реке Малый Анюй, во время которой он основательно изучил быт населявших эти земли чукчей. И первым из участников экспедиции получил от них сведения о земле, «что видится с мыса Якан».

Это был остров, названный впоследствии именем Врангеля. А именем Матюшкина барон назвал один из мысов в Чаунской губе на Чукотском полуострове.

Ф.П. Врангель.

Четыре года продолжалась эта полярная экспедиция. В ходе нее основательно изучены побережье Сибири от Индигирки до Колючинской губы, а также Колыма, Большой и Малый Анюй. Но так и не удалось обнаружить обитаемую землю к северу от Медвежьих островов. Летом 1824 года Матюшкин вместе с проводником-юкагиром на связанном ивовыми прутьями плоту совершил многомесячное плавание по Малому Анюю, в ходе которого не раз оказывался на краю гибели.

Выдающиеся успехи этого полярного исследования в равной степени принадлежат Врангелю и Матюшкину. Однако и в те времена, и сегодня любые достижения связываются исключительно с именем начальника. Заслуги Матюшкина оказались в тени.

— О наших будущих наградах — признаться я с некоторого времени стал ко всему равнодушен — мне все равно, буду ли капитан-лейтенатом или останусь мичманом — если я и мало сделал, то по крайней мере столько претерпел, что всякая награда не будет награда. Кто мне возвратит четыре года жизни? Кто мне возвратит совершенно потерянное и расстроенное здоровье? Нет, при перемене погоды (у нас опять зима) у меня начались ревматизмы — в мои лета, в 24 года — ревматизм — с горечью писал Матюшкин Энгельгардту.

Друг декабристов и матросов

По возвращении из полярной экспедиции Матюшкина направляют на службу в Кронштадт. В декабре 1825 году во время выступления декабристов он совершал кругосветное плавание на шлюпе «Кроткий». Документальных данных о том, состоял ли Федор Федорович в одном из тайных обществ, не существует. Но ближайшими друзьями мореплавателя были видные декабристы — Пущин, Вольховский, Кюхельбекер, Батеньков. Если Матюшкин и не входил в состав тайных обществ, то, безусловно, сочувствовал им. До конца своей жизни он оставался человеком демократических убеждении.

Уже ставши адмиралом, он при обсуждении проекта нового морского устава выступал против сохранения во флоте телесных наказаний, против пренебрежительного отношения к «нижним чинам»:

«Не надобно матроса считать не человеком, машиною; молиться, ходить, спать, сидеть, петь, плясать по дудке — убивает человека сначала морально, потом физически… Человека более всего поддерживает надежда, предположение, мечта. Имеет ли их матрос? Через 20 лет службы он возвращается на родину в поношенной шинели. Вот все, что он видит впереди… Весьма жаль, что отпуски нижних чинов сократили».

С.Г. Чириков Портрет Федора Федоровича Матюшкина. 1810-е гг.

С 1835 года капитан-лейтенант Матюшкин служит на Черном море. Во время боевых действий на Кавказе его корабль несет патрульную службу вдоль черноморского побережья. В феврале 1837 года до него доходит страшная весть — убит Пушкин. В отчаянии Матюшкин пишет письмо лицейскому другу Михаилу Яковлеву:

«Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как мог ты это допустить? Наш круг редеет…».

В 1849 году Матюшкин, уже в звании контр-адмирала возвращается на Балтику а через несколько лет уходит со строевой службы. Вплоть до своей кончины в сентябре 1872 года Федор Федорович служил в Морском министерстве, заслужил чин полного адмирала. Он готовил морские учебники, организовал выставку, посвященную Севастопольской обороне во время Крымской войны, выступал на торжествах в честь прославленных адмиралов парусного флота.

  • С лицейского порога
  • Ты на корабль перешагнул шутя,

— писал Пушкин об отважном морском волке.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *