В мире кино иногда случается так, что актер очень точно попадает в роль. Персонаж буквально «приклеивается» к нему и порой мешает последующей карьере, поскольку в артисте видят только это, самое яркое его воплощение. В западном кино полно таких примеров — Эркюль Пуаро в исполнении Дэвида Суше или Гарри Поттер, сыгранный Даниэлем Рэдклиффом. Случалось подобное, разумеется, и в советском кино: актеры из собранного Леонидом Гайдаем комического трио Трус-Балбес-Бывалый очень активно пытались избавиться от прилипших к ним персонажей. Пожалуй, лучше всего это удалось Юрию Никулину, да и Георгия Вицина зрители помнят не только как Труса из гайдаевских комедий, но и как, например, Хмыря из «Джентльменов удачи».
Но были в советском кино актеры, все старания которых избавиться от удачного образа так ни к чему и не привели. Их продолжали ассоциировать с любимыми героями даже спустя много лет и после десятков других ролей.
Анатолий Кузнецов — красноармеец Сухов
Этот актер окончил Школу-студию МХАТ, снимался в кино чуть меньше 70 лет, сыграл около сотни ролей, многими из которых по праву гордился. Но после выхода в 1971 году фильма «Белое солнце пустыни» Кузнецов навсегда превратился для поклонников в красноармейца Федора Ивановича Сухова. Правда, Кузнецов мог эту роль и не получить — после проб он попал в больницу с переломом. Режиссер Владимир Мотыль уже договорился с Георгием Юматовым… Но Юматов влип в историю с дракой, а Кузнецов к тому времени подлечился и все же попал в легенду отечественного кинематографа. Сам актер к своей слегка односторонней славе относился философски, а на встречах со зрителями и в интервью всегда терпеливо отвечал на одни и те же вопросы, понимая интерес публики к этой картине и главному герою.
Что любопытно, в «Белом солнце пустыни» была еще одна подобная роль — после этой ленты Павел Луспекаев, актер ленинградского Большого драматического театра, имевший более 20 работ в кино, навсегда превратился в Павла Артемьевича Верещагина, «главного таможенника страны».
Вячеслав Тихонов — Штирлиц
Тихонов был очень недоволен, что все помнят только его Штирлица из «Семнадцати мгновений весны». Но образ разведчика Исаева, работавшего под прикрытием в самом логове нацистов, был настолько яркий, что затмил все остальные работы актера в кинематографе. А ведь он учился у Герасимова и Макаровой на «военном» курсе ВГИКа, начинал с «Молодой гвардии» 1948 года (сыграл там Володю Осьмухина), в его фильмографии были картины «Дело было в Пенькове», «Оптимистическая трагедия», «Они сражались за Родину», «Белый Бим Черное ухо», «ТАСС уполномочен заявить».
Сергей Бондарчук пригласил его на Андрея Болконского в «Войну и мир». Но все равно при упоминании Штирлица вспоминается именно тот образ, который был создан Тихоновым для «Семнадцати мгновений», хотя этого персонажа играли и другие актеры.
Василий Ливанов — Шерлок Холмс
Ливанов — уникальный актер. Его характерным голосом говорят самые любимые советские персонажи из мультфильмов — Крокодил Гена, Удав, Карлсон и Громозека. Этим же голосом говорит советский Шерлок Холмс из фильмов Игоря Масленникова, но никто не спутает этих героев. Особенно это касается Холмса, которого Ливанов впервые сыграл в 44 года и которому отдал целых восемь лет своей жизни и карьеры.
Впрочем, успех был такой, что после завершения этого проекта по экранизации произведений Конан Дойля Ливанов почти перестал сниматься, молчаливо согласившись быть «главным отечественным Шерлоком».
Александр Демьяненко — Шурик
Поначалу карьера этого актера развивалась достаточно спокойно. Он окончил ГИТИС, работал в Театре имени Маяковского (правда, не очень долго). Начинал с небольших ролей, но быстро добрался до главных — в фильмах «Карьера Димы Горина» и «Сотрудник ЧК». Но в 1965-м Гайдай выбрал именно Демьяненко на главную роль в комедийный альманах «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», хотя претендентов было несколько десятков. В итоге Демьяненко сыграл этого героя в трех фильмах — еще были «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию». И образ Шурика настолько «прилип» к актеру, что других больших ролей ему почти и не предлагали. Впрочем, снимался Демьяненко много, хоть и на втором плане.
А еще больше занимался дубляжом — его голосом говорили, например, герои Донатаса Баниониса и Юозаса Будрайтиса, Тони Кёртиса и Жан-Поля Бельмондо. Но для всех зрителей он так навсегда и остался Шуриком — и никем другим.
Василий Лановой — Иван Варавва
Ланового почти невозможно назвать актером одной роли. Он много лет работал в Театре имени Вахтангова, исполняя в спектаклях ведущие роли, снимался в кино с середины 1950-х, причем в достаточно известных фильмах. Среди его работ — Павел Корчагин в одноименном фильме, Анатоль Курагин в «Войне и мире», Вронский в «Анне Карениной», Карл Вольф в «Семнадцати мгновениях весны»… Даже крошечный эпизод в «Полосатом рейсе» зрителям запомнился очень хорошо. Но все эти роли буквально затмила роль Ивана Вараввы в военной эпопее «Офицеры», которую Лановой сыграл в 1971 году. При этом знаменитый дуэт с Юматовым мог и не состояться — у актеров был конфликт со времен «Корчагина» (Лановой фактически увел роль), а сам Лановой позже признавался, что трижды отказывался от роли Вараввы, потому что не понимал мотивацию этого персонажа.
Но в итоге все завершилось хорошо. Актеры помирились, а Лановой, у которого было 30% материала против 70% у Юматова, стал лучшим актером года по выбору журнала «Советский экран» и настоящей иконой патриотизма. С чем он не спорил до самого конца жизни.
<!—Расположение: —>