Некоторые из них — туристы, которым интересно выпить чашку-другую сладкого чая, а многие — местные жители, пристрастившиеся к этому традиционному напитку: они сидят здесь часами, болтая и заказывая одну чашку за другой, угощаясь местными деликатесами.
Среди сотрудников, занятых обслуживанием постоянных клиентов, Пенба, менеджер чайного дома Woser Gamchung. «По выходным людей еще больше, — говорит он, немного повышая голос, чтобы его было слышно сквозь шум и суету. — Мы продаем до 11 тысяч чашек в день».
Наслаждение сладким тибетским напитком, приготовленным из черного чая и сухого молока, стало обязательным ритуалом для местных жителей в начале или в конце рабочего дня, и многие из них посещают известные чайные дома, такие, как тот, которым управляет Пенба. Он говорит, что в 1978 году, когда чайный магазин только открылся, здесь обслуживали всего от 30 до 40 человек в день, а некоторые покупатели описывали это заведение: «маленький, как коробка». Бизнес начал расти около 20 лет назад, когда все большее число туристов, владельцев бизнеса, рабочих-мигрантов и других клиентов стали заходить и присоединяться к местным жителям за чашечкой сладкого чая. Чайному дому пришлось расширяться.
Сегодня расслабляющая чашечка сладкого чая в Woser Gamchung — обязательный пункт для тех, кто попадает на улицу Баркхор, история которой насчитывает 1300 лет. Развитие улицы связано со строительством еще одной достопримечательности — Храма Джоканг. Впервые построенный в седьмом веке, храм претерпел многочисленные реконструкции и преобразования, чтобы стать тем комплексом, которым он является сегодня.
В 821 году центральное правительство династии Тан (618-907) и царство, управлявшее Цинхай-Тибетским нагорьем с седьмого по девятый век, заключили союз. Два года спустя этот союз был увековечен стелой, которая установлена возле храма. Этот символ сближения между Тан и Тубо олицетворяет историю союза между ханьскими и тибетскими этническими группами. Вокруг храма Джоканг образовалась тропа для паломников, которая постепенно превратилась в процветающий базар. На протяжении веков эта обширная территория была оживленным центром торговли, где расположены многочисленные культурные, художественные и религиозные объекты, а также жилые застройки.
Район вокруг базара на улице Баркхор и соседних с ней переулков и дворов, известный как Старый город Баркхора, — место совместного развития различных этнических групп Сицзана.
Храм Джоканг в центре базара на улице Баркхор. Фото: Ли Хэн / China Daily
В июле 2021 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил эту улицу во время своей поездки по автономному району, в ходе которой поинтересовался развитием туризма, культурной и творческой индустрии, а также защитой тибетского культурного наследия. «Я был здесь 23 года назад. Сегодня место действительно процветает. Более тысячи лет назад базар на улице Баркхор был построен совместно различными народностями Китая. Этнокультуры соприкасались, контактировали друг с другом и смешивались. Это место, где все члены китайской нации находились в счастливых и гармоничных отношениях», — сказал Си Цзиньпин.
Колоритная атмосфера Баркхорского базара объединяет людей разных этнических групп и культурных традиций
Помимо памятника Альянсу Тан-Тубо, на улице находятся десятки образцов исторической архитектуры, в том числе бывшее административное здание главного наместника династии Цин (1644-1911) в Сицзане. 300-летний комплекс в тибетском стиле теперь стал музеем и общественным достоянием. Сонам Дролкар, директор этого места, говорит, что культурные реликвии, фотографии и другие экспонаты подтверждают, что Сицзан с древних времен был неделимой частью Китая. Она поясняет, что музей одновременно служит общественным центром для пожилых жителей, живущих вдоль Баркхорского базара, — это место, где они могут проводить время вместе.
Женщины в традиционной тибетской одежде фотографируются у храма. Фото: Ли Линь / China News Service
Примерно такая же ситуация и в чайном доме Woser Gamchung. Проработав там много лет, Пенба подружился со многими постоянными посетителями и, занимаясь своими делами, иногда останавливается, чтобы посидеть и немного поболтать с ними. По его словам, зима — самое загруженное время, поскольку людям нужен горячий сладкий чай, чтобы согреться.
Стоит отметить, что чайная традиция меняется в Лхасе, здесь появилось множество современных брендов чая с молоком, предлагающих большое разнообразие новых вкусов и смесей. «Все в порядке, — говорит Пенба. — Мы придерживаемся наших традиций, а они ведут бизнес по-своему». Колоритная атмосфера Баркхорского базара объединяет людей разных этнических групп и людей разного культурного происхождения. Ратна Кумар, владелец непальского магазина Сьямукапу, в котором продаются буддийские статуи, говорит, что его семья открыла магазин на базаре на улице Баркхор около 140 лет назад. Он родился в Катманду и приехал в Лхасу, когда ему было 28 лет, чтобы возглавить семейный бизнес. Он планировал остаться здесь на три года, а в итоге остался на четыре десятилетия, завел семью в Лхасе, женившись на тибетской женщине. В то время покупателями его магазина были в основном местные жители, но теперь он принимает посетителей со всего Китая и из-за границы.
На базаре, история которого насчитывает 1300 лет, и сейчас многолюдно. Фото: Лхамо / China Daily
Сюй Мэн, градостроитель из Китайской академии городского планирования и дизайна, считает, что базар на улице Баркхор со времен династии Тан подает пример интеграции различных этнических групп и культур. Он рассказал, что этот важный коммерческий центр, где раньше продавались товары, которые привозились основными торговыми маршрутами, в том числе такими, как «Древний чайный конный путь», сегодня стал домом для дюжины этнических групп, которые живут и ведут бизнес в этом районе.
Палден Ньима и Ян Лужун внесли свой вклад в подготовку этого материала