Актуально
Пт. Ноя 22nd, 2024

Российский ученый собрал коллекцию «инфицирующих» легенд

By Admin Июл18,2024

Сергей Белянин из Института научной информации по общественным наукам РАН обобщил результаты работы исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора». С января 2020 года по сентябрь 2021 года она изучала особенности инфодемии — волны слухов и городских легенд, связанных с эпидемией COVID-19.

Появление антилегенд о коронавирусе - признак возвращения к нормальной жизни.

Константин Завражин

Появление антилегенд о коронавирусе — признак возвращения к нормальной жизни.

В исследовании, опубликованном в журнале «Вестник культурологии», Белянин представил своеобразную археологию фольклорных текстов, которые помогали пользователям русскоязычного сегмента интернета переживать пандемию.

Акцент исследователь сделал на анализе двух жанров «коронавирусного» фольклора — шутках и городских легендах. В частности, была составлена база из 603 шуток о коронавирусе, которые распространялись в социальных сетях.

Также в исследовании была использована база из 167 слухов и городских легенд из российских социальных сетей. Анализ этих текстов помог установить, как устроен легендозависимый анекдот, который стал моделью для осмысления новой проблемы.

Как известно, первые данные о вспышке COVID-19 в китайском Ухане относятся к концу 2019 года. К марту коронавирус начал бурно распространяться по планете, и уже к осени убил 2,5 миллиона человек.

Государства вводили беспрецедентные ограничения, вот и в России была введена обязательная «самоизоляция». В этих условиях, пишет исследователь, доступным способом справиться с тревогой стало распространение фольклорных текстов, которые объясняли причины появления вируса и предлагали простой способ профилактики и лечения болезни.

Это спровоцировало взрывное распространение недостоверной информации и стало частью социального кризиса. В качестве примера ученый приводит легенду о бананах, зараженных COVID-19, и юмористический ответ на нее.

Она родилась в январе-феврале 2019 года, когда очаг болезни все еще находился в Китае. В соцсетях распространялся текст с рекомендацией не употреблять бананы, особенно привезенные с юга. Легенда о «коронавирусных» бананах очень быстро набрала 11 512 репостов.

Путь от легенды к анекдоту оказался очень коротким. Буквально тут же появились легендозависимые анекдоты, смысл которых сводился к рекомендации «не закусывать бананами». Анекдот сыграл свою роль: спустя месяц сюжет о зараженных бананах потерял свою популярность, набрав всего 58 репостов.

«Таким образом, легенда исчерпала себя и перестала «инфицировать» новых распространителей, — пишет исследователь. — Однако текст снова «мутировал» и превратился в анекдот, посвященный празднику 8 Марта. Теперь «опасность» исходит не от зараженных фруктов, а от подорожавших перед праздниками цветов».

Некий шутник со ссылкой на конфиденциальные министерские данные сообщал о том, что выявлен новый способ передачи коронавируса — через цветы. «Не вздумайте подходить к цветам, покупать их, нюхать их по крайней мере до 10 марта», — нагнетал шутник. Как итог: шутка о «зараженных» цветах набрала 135 репостов.

«Распространение анекдотов взамен слухов позволяет сопротивляться медийному давлению, возникающему из-за какого-либо трагического события, нейтрализует неприятные сообщения и снижает тревожность, — пишет Белянин.

Появление таких антилегенд — признак возвращения к нормальной жизни. Их распространение говорит о снижении уровня тревожности и желании людей представить трагедию в качестве нелепой шутки».

Однако доходило и до того, что некоторые шутки и легенды люди воспринимали всерьез. Их принимали за настоящие законопроекты и инициативы, поэтому компетентным ведомствам приходилось опровергать многие фейки.

Легенды обычно базировались на выражениях, типа «удалось подслушать в маршрутке», «знакомый врач сказал», «у моего знакомого сестра работает в Роспотребнадзоре» и т.д.

«Таким образом, в соцсетях использовали структуру известной городской легенды как макет для создания нового текста — анекдота, — пишет исследователь. — Его можно назвать фольклорным «антителом» — нарративом, высмеивающим масштаб паники и ставящим под сомнение реальность самой угрозы».

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *