Так, в одном городском магазине в среднем присутствует 1076 товарных позиций (SKU), а в сельском – только 462. “Практически каждая продовольственная категория в сельских магазинах представлена ощутимо меньшим количеством товаров. Особо показательные примеры – индустрии молочной продукции, напитков и кондитерских изделий, в каждой из которых среднее количество SKU на городском рынке более чем в два раза превышает показатели сельской России”, – отмечают в компании. Например, в деревенском магазине можно купить 67 вариантов молочной продукции, а в городском – 200; кондитерских изделий покупатель в сельской торговой точки может выбрать из 109 позиций, в городском магазине – 256.
При этом средние цены по многим позициям практически одинаковые – что в селе, что в городе – разница может не превышать 2-3 руб. Например, литр молока в сельском магазине стоит 79 руб., а в городском – 78 руб. В NielsenIQ объясняют это активной экспансией в сельской России федеральных торговых сетей, для которых характерна фиксированная цена на конкретный продукт во всех торговых точках.
При формировании ассортимента магазинов в сельской местности торговые сети ориентируются на исследования потребительских предпочтений, выбирая самые востребованные покупателями позиции с оптимальным соотношением цена-качество, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
“В больших городах трафик покупателей в магазинах в несколько раз выше, чем в селах, поэтому расширенная ассортиментная линейка в них оправданна с экономической точки зрения. Обслуживание магазинов в сельской местности сопряжено с повышенными логистическими расходами, поэтому для обеспечения единого уровня доступных цен важно сохранение эффективного ассортимента из товаров с высокой оборачиваемостью. Это позволяет крупным торговым сетям продавать товары, пользующиеся высоким спросом у покупателей, по одинаково низким ценам в сравнении с крупными городами”, – пояснил он “РГ”.
Цены на товары в том или ином канале продаж зависят от множества факторов: от объемов заказа, от возможности работы напрямую с пищевым производством или от необходимости работы с дистрибьюторами, от необходимости доставки заказа по отдельным торговым точкам вместо поставки крупной партии на распредцентр и прочего. В силу этих причин традиционной рознице, в том числе на селе, сложнее предложить покупателям цены ниже, чем у федерального ритейла, говорит заместитель председателя правления ассоциации “Руспродсоюз” Дмитрий Леонов.
Второй фактор – развитие федеральных сетей на селе. “Превышение порога доминирования в регионах грозит монополизацией розницы, что негативно сказывается на предложении товара и на ценах. Регионы, где есть превышение порога доминирования одной розничной сети, не столь эластичны по цене. Там сети могут устанавливать более высокую наценку, зарабатывая на своем доминирующем положении. Для развития продовольственной отрасли и оптимизации цен на полке важен приход новых инвесторов и сохранение конкуренции”, – считает Леонов. И этого можно достичь за счет сохранения текущих ограничений по доминированию сетей – не более 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах субъекта РФ, муниципального района, муниципального или городского округа. Предложения по увеличению этой доли для крупной розницы периодически поступают в Минпромторг.
“Вместо разрешения на укрупнение и без того больших игроков нужно дать возможность расширения небольшим и средним каналам сбыта. Чтобы стать конкурентоспособнее, им в свою очередь необходимо работать с оптимизацией ассортимента, например, за счет продукции местных пищевых производств”, – говорит Леонов.