Однако времена меняются, и теперь городские власти ищут пути спасения отрасли. Впервые за 18 лет в Казани внесли изменения в транспортную схему города. Сокращена протяженность восьми маршрутов, а два вовсе исчезли с карты города.
Поездки стали короче
По сути, только один маршрут удлинили и сделали его невероятно продолжительным. Маршрут №30. Полностью из схемы исчезнут автобусные маршруты №25 «Ул. Техническая — жилой массив Дербышки» и №49 «Станция Лагерная — Вещевой рынок». По последнему автобус вообще ходил крайне редко, и было удивительно увидеть его на остановке.
Изменения в транспортную схему внесены для того, чтобы пассажир мог добраться с окраин до центра города не напрямую, как это было раньше, а с пересадкой, тем самым дважды оплатив проезд. При этом никаких пересадочных тарифов не будет. Не нравится — покупай безлимитный проездной на автобус за две с половиной тысячи рублей, если часто приходится ездить…
— Это вынужденные антикризисные меры, направленные на поддержку отрасли, — признается глава Комитета по транспорту Казани Алексей Сидоров. — Наша отрасль столкнулась с серьезными проблемами. Это нехватка водителей и кондукторов, износ подвижного состава. То есть мы до сих пор эксплуатируем автобусы 2012-2013 года выпуска. Это все является следствием самой главной проблемы — недофинансирования общественного транспорта в целом. Поэтому, чтобы как-то поддержать наших перевозчиков, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, как трудовых, так и подвижного состава, мы проводим изменения ряда маршрутов.
Сегодня Казани не хватает 850 человек для управления общественным транспортом. И очереди в отдел кадров не стоят. Наоборот, люди увольняются из-за небольшой зарплаты, непростых условий труда и переработок. Средняя зарплата в городе у водителя составляет 75 тысяч рублей, кондукторов — 35-40 тысяч. В грузоперевозках условия куда лучше.
— У нас также не хватает слесарей, — говорит Алексей Сидоров. — А ведь надо подготовить транспортное средство для выхода на линию и не допустить технических сходов. Это комплексная проблема всей отрасли. Надеяться на приезд профессиональных трудовых мигрантов, которые нам в один момент исправят ситуацию и восполнят дефицит, к сожалению, сейчас не приходится. Мы уже налаживаем работу со средними профессиональными заведениями в плане параллельной подготовки на категорию Д, и на самих предприятиях есть собственные учебные центры. Но пока это проблему не решает.
Зайцев не видали?
В автобусах не хватает и кондукторов. Эту проблему попытались решить с помощью автоматических средств оплаты проезда. Электротранспорт в городе постепенно переходит на эту систему. Однако и здесь не все гладко. Альберт Мухаметшин, генеральный директор МУП «ПАТП N2», которому принадлежит 80 процентов общественного транспорта, рассказал об эксперименте, который он провел на протяженном маршруте №34. Пассажирам предлагалось самостоятельно, без помощи кондуктора оплатить свой проезд.
— Оказалось, что 30 процентов граждан катаются зайцами, — посетовал предприниматель. — Можно сказать, что эксперимент провалился.
Понятно, что с восьмого июля, когда изменения, касающиеся транспортной сети, вступили в силу, пассажиры начнут высказывать свое недовольство. Однако негативные отзывы поступали и до этого. Когда, скажем, вместо четырнадцати автобусов на линию на одном из маршрутов выходит только восемь. Новая реформа предлагает вывозить жителей дальних поселков к крупным пересадочным узлам вроде станций метро. А поскольку маршруты становятся короче, то и ждать транспорт приходится не так долго.
Забудьте про автобусы «от дома»
По весне в городе исчез один из самых востребованных маршрутов — №37 длиной 30 километров, который пролегал чуть ли не через всю Казань. Предприниматель просто не справился с его содержанием и вынужден был уйти с рынка.
— В условиях недофинансирования транспорта мы не можем позволить себе автобусы, которые будут курсировать от двери дома до любой точки города. На это попросту нет денег, — отметил Алексей Сидоров.
Транспортные предприятия который год бьются за то, чтобы правительство Татарстана в полном объеме компенсировало убытки, связанные с перевозкой льготных пассажиров. Сегодня оплачивается только 28 рублей, хотя полная стоимость проезда — 42 рубля. Добавьте сюда рост цен на ГСМ и запчасти. При этом пассажиропоток так и не достиг доковидных показателей. Сегодня он меньше на 11 процентов.
Тем не менее Казань надеется обновить свой автобусный парк к осеннему саммиту БРИКС. Министерство транспорта республики подготовило письмо Минтрансу России на приобретение в лизинг 157 газомоторных НЕФАЗов. Но позволить их себе смогут только крупные транспортные предприятия. Частники, скорее всего, останутся в тени. Да и то если будет кому управлять общественным транспортом Казани.
Какие маршруты изменятся?
Маршруты №2 и №30
Маршрут №2 «Станция метро «Аметьево»- ул. Привокзальная», что в Юдино, сокращен до железнодорожного вокзала. Маршрут №30 «Переулок Дуслык — станция Лагерная» продлили до ул. Привокзальной, с увеличением количества подвижного состава. Благодаря этому улучшится транспортное обслуживание в направлении Юдино, интервал ожидания сократится. Каким образом это собираются сделать? На «двойке» в данный момент восемь автобусов. После восьмого июля на линии оставили четыре, остальные пустили по 30-му маршруту. Таким образом, всего на линии будет 18 автобусов.
Маршрут №63 «Станция метро «Яшьлек» — жилой массив Левченко»
В связи с дефицитом водительских кадров уменьшилось количество автобусов на маршруте №63, интервал движения достигал 1,5 часа. Маршрут обслуживается частным предприятием. Если на линии должно работать 14 автобусов, то по факту ходит только восемь. Для оперативного вывоза жителей из поселка Левченко решено сократить маршрут до станции метро «Яшьлек». Благодаря этому интервал ожидания сократится с полутора часов до 15 минут. От станции метро «Яшьлек» в направлении ул. Комиссара Габишева и обратно можно доехать с одной пересадкой на автобусах №№46, 18, 33, 45 и на метро до станции «Дубравная».
Маршрут №68 «Ул. Иман (поселок Вознесенское) — станция метро «Проспект Победы»
Сокращается от ул. Иман до станции метро «Проспект Победы». С этой точки до железнодорожного вокзала можно будет доехать с одной пересадкой на автобусах №№5, 30, на трамвае №5. Интервал движения сократится с 22 до 18 минут. Будут курсировать три автобуса.
Маршрут №71 «Городская клиническая больница N5 — жилой массив Константиновка»
Исключается заезд на Самосыровское кладбище, поскольку есть дублирующие маршруты — №123 и №109с. В памятные и праздничные дни назначают специальные маршруты до кладбища. После внесения изменений в схему движения на маршруте №71 планируется увеличить количество подвижного состава с 9 до 10 единиц, интервал ожидания сократится с 15 до 10 минут. Жители жилого массива Константиновка смогут быстрее добираться до поселка.
Маршрут N72 «Театр им. Г. Камала — Профилакторий» Юдино
Автобус следовал от остановочного пункта «Профилакторий» до площади Вахитова. Новой конечной остановкой станет «Театр им. Камала». Интервал ожидания составит 12 минут. До площади Вахитова пассажиры смогут доехать с одной пересадкой на трамваях №№3, 5, 5а, на автобусах №№5, 23, 56. На линии будут работать те же 10 автобусов. В часы пик улица Тукая перегружена, поэтому решили сократить маршрут.
Маршрут №77 «Деревня Универсиады — Нефтебаза»
Маршрут проходит по улице Фучика в направлении переулка Дуслык. Имеется шесть дублирующих автобусных маршрутов: №№5, 18, 30, 33, 34, 45 и два троллейбусных маршрута: №№ 5 и 12, с общим количеством подвижного состава 173 единицы. При сокращении схемы движения интервал движения на маршруте №77 сократится с 30 до 20 минут. На линии работает шесть автобусов.
Маршрут №47 «Ул. Батыршина — Деревня Универсиады»
Изменение в схему маршрута вносится по многочисленным просьбам жителей. Теперь в прямом и обратном направлении автобус будет следовать не по Ибрагимова, а по улице Декабристов, через остановочные пункты: станция метро «Яшьлек», ДК химиков, ТРК «Тандем», «Энергетический университет». Маршрут обеспечит связь улицы Декабристов с улицами Назарбаева, Павлюхина, Оренбургский тракт.