О Параде Победы в Москве в июне 1945 года всем хорошо известно. Но на самом деле парадов победителей было много — ведь на пути к общему триумфу пришлось преодолеть немало вражеских барьеров.
У оккупантов горела земля под ногами
Были свои парады и у партизан, самым масштабным из которых стал тот, что прошел в Минске 16 июля 1944 года.
На территории Белоруссии, которая больше других пострадала от фашистского террора, партизанское движение носило массовый, общенародный характер. К середине 1944 года в 1255 отрядах на территории республики сражались свыше 370 тыс. партизан.
За годы войны от действий белорусских партизан нацистские войска и их вспомогательные формирования потеряли убитыми и ранеными до полумиллиона человек. Было пущено под откос 11 128 вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромлено 29 железнодорожных станций и 948 вражеских штабов и гарнизонов, взорвано, сожжено и разрушено 819 железнодорожных и 4710 других мостов, перебито более 300 тыс. рельсов, разрушено свыше 7300 км телефонно-телеграфной линии связи, сбито и сожжено на аэродромах 305 самолётов, подбито 1355 танков и бронемашин, уничтожено 438 орудий разного калибра, подорвано и уничтожено 18 700 автомашин, уничтожено 939 военных складов.
В июне 1944 года, перед началом операции «Багратион», целью которой было освобождение Белоруссии, партизаны осуществили тысячи диверсий, парализуя тылы врага и тем самым обеспечивая успех наступления.
Бойцы заслужили праздник
Партизаны вынашивали и более масштабный план — атаковать группировку нацистов в Минске, овладеть городом и удерживать его до подхода частей Красной Армии. Но стремительный натиск регулярных сил, позволивший уже 3 июля освободить столицу Белорусской ССР, освободил партизан от такой необходимости.
Белорусский штаб партизанского движения после освобождения столицы приказал партизанским отрядам обеспечить охрану и оборону ключевых объектов Минска на случай прорыва остатков немецкой группировки.
Переход территории Белорусской ССР под контроль Красной Армии означал завершение боевых действий основных партизанских соединений. Дальше одним предстояло влиться в ряды регулярных войск, а другим — вернуться к мирной жизни и восстановлению разрушенного хозяйства.
Но в белорусском руководстве решено было отметить заслуги бойцов, позволив им пройти победным маршем.
Подготовка
Минск был серьезно разрушен, но для проведения Партизанского парада отвели городской ипподром. Его подготовку к мероприятию проводили сами партизаны.
Проблем, на самом деле, было много. Среди бойцов оказались и те, кто после лесной «вольницы» не слишком уважал законы — таких пришлось передать в руки милиции. Кроме того, партизанские отряды не имели регулярного довольствия и в Минске оказались в буквальном смысле на голодном пайке. Поэтому руководству пришлось срочно обеспечить подвоз продуктов с армейских баз.
К вечеру 15 июля в Минске собрались 30 партизанских бригад и 2 отдельно действующих отряда, в том числе 20 бригад Минской области, 9 бригад Барановичской и одна — Вилейской области, общей численностью более 30 тыс. человек. Накануне парада многим его участникам вручили медали «Партизану Отечественной войны». Для большинства партизан это была первая в их жизни государственная награда.
К 9 утра 16 июля для проведения парада выстроились 30 тысяч партизан, за которыми наблюдали 50 тысяч местных жителей, переживших оккупацию. Для всех этих людей это был самый счастливый момент в жизни.
Как Малыш стал звездой
Митинг и парад открыл довоенный председатель исполкома Минского горсовета Константин Бударин. После торжественных речей и выступлений начался сам партизанский парад.
Право открыть парад получила бригада «Народные мстители» имени В. Воронянского, за ней шли бригады имени Щорса, Чапаева, «Беларусь» и другие.
Партизанский парад в Минске отличался от всех других парадов отсутствием достаточной строевой подготовки, разношерстностью обмундирования, а также разнообразием видов вооружений и техники — фактически в руках партизан были образцы стрелкового оружия всех армий, воевавших на стороне Гитлера.
А еще уникален минский парад был тем, что на нем первый и единственный раз бодро маршировал живой козёл. Бездомное и страшно худое животное партизаны подобрали после разгрома немецкого гарнизона на станции Куренец в 1943 году. Козёл был настолько плох, что пускать его на питание сочли кощунством. Вряд ли партизаны были знакомы с творчеством Экзюпери, но они быстро почувствовали себя в ответе за того, кого приручили. Козлу дали кличку Малыш, он был неприхотлив и сообразителен, и вскоре уже стал вьючным животным для санитара отряда.
Разумеется, командование не собиралось приглашать Малыша на минский парад. Но бойцы, что называется, схулиганили — приодели любимца в немецкие трофейные ордена и медали, решив провести его в глубине строя. Однако на параде Малыш почувствовал себя звездой и выскочил вперед — прямо под объектив оператора кинохроники. Так козёл навечно остался в истории.
До общей победы над нацизмом оставался еще почти год. Но никто из участников Партизанского парада в Минске не сомневался в том, что она будет достигнута.
<!—Расположение: —>