Актуально
Вс. Ноя 24th, 2024

Раскрыта роль русских церквей в формировании картины мира

By Admin Июл16,2024

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири Института археологии и этнографии CО РАН Анна Майничева опубликовала статью «Русские православные церкви «иже под колоколы»: семантические особенности и формирование картины мира». В ней впервые выявляются духовные и религиозные основы построения русских православных церквей.

К числу храмов "иже под колоколы" относится надвратный храм Симеона столпника в московском Даниловом монастыре.

Московский Данилов монастырь

К числу храмов «иже под колоколы» относится надвратный храм Симеона столпника в московском Даниловом монастыре.

Научная публикация вышла в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии», который издает Институт археологии и этнографии CО РАН. Как пишет Анна Майничева, в статье впервые раскрывается специфика семантики русских православных церквей и их роль в формировании картины мира. Основополагающей теософемой выступает лестница как образ духовного совершенствования.

«Об этом говорят известные посвящения подколокольных церквей святым Столпникам, а также во имя чудесных событий вероучения, имеющих преобразовательную коннотацию, — пишет исследователь, — в честь святых, почитаемых в православии как проповедники, трактовавших и развивавших основополагающие понятия, и тех, кто, приобщившись к вере, пошел по пути развития духа».

По мнению ученого, в основе посвящений престолов чудесным событиям и чудотворным иконам, связанным с воинской славой, и святым воинам-победоносцам, покровителям военных, лежит идея победоносности животворящего столпа креста. А образ колокола как провозвестника Бога нашел выражение в том, что в подколокольных храмах колокола расположены непосредственно над литургическим пространством и несут пастве «глас Божий» прямо из сакрального пространства.

«Столпообразные здания храмов «иже под колоколы» представляют собой значимые элементы картины мира русских, акустически и визуально маркирующие православный культурный ландшафт, характеризуемый идеологемами духовного развития и торжества христианской веры», — к такому выводу приходит автор исследования.

Архитектурный тип храмов «иже под колоколы», то есть храм, который расположен под колоколами, под звоном, получил широкое распространение в русском церковном зодчестве только в конце XV — первой половине XVI века.

Хотя, как известно, Русь массово крестили еще в X веке. Тогда же и началась история строительства русских православных храмов. В первые годы они были деревянными, а первый каменный храм, по данным исследователей, был построен из плоского кирпича-плинфы.

Датируется он примерно 989 годом, когда князь Владимир приказал построить церковь на месте убийства первых мучеников на Руси, варягов Феодора и Иоанна.

В 996 году был возведен собор в честь Успения Божией Матери. Его построили и расписали греческие мастера, и этот собор представлял собой типичный византийский крестово-купольный храм с мозаиками и фресками.

Появившиеся позже храмы типа «иже под колоколы» стали оригинальными культовыми сооружениями, присущими только русской архитектуре и не имевшими аналогов на Западе.

Их отличительной особенностью является то, что ярус звона в таком храме сооружается над самим помещением, а не на отдельной колокольне. В большинстве случаев такие храмы представляют собой небольшие столпообразные сооружения.

Согласно одной из гипотез, храм Иоанна Лествичника в Московском Кремле стал первым храмом типа «иже под колоколы». Он был построен во время правления Ивана Калиты в 1329 году, но до наших дней не дошел.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *