© prima91 / Фотобанк 123RF.com |
В Госдуму для рассмотрения во втором чтении законопроекта № 577665-8 о реализации основных направлений налоговой политики (подробнее о нем см. новость от 02.07.2024), представлены поправки Правительства РФ, касающиеся совершенствования налогообложения имущества (Проект федерального закона № 577665-8 (ко второму чтению)).
1) Для оптимизации бюджетных затрат на почтовые расходы предлагается установить возможность направления физическим лицам заказных писем с налоговыми уведомлениями на общую сумму налогов до 300 руб. не чаще одного раза в три года за рядом исключений.
2) С 2025 года планируется ввести информационный обмен между ФНС России и СФР сведениями о многодетных семьях в целях беззаявительного предоставления налоговых льгот членам таких семей.
3) Предлагается усовершенствовать процедуру перерасчета налогов на имущество, исчисленных в налоговых уведомлениях. Для этого с 2025 года вводится отдельное заявление, форма и формат которого утвердит ФНС России. С ним налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие основания для перерасчета налога, в том числе о характеристиках объекта налогообложения, условиях для освобождения от уплаты налога. Заявление можно будет подать в налоговый орган через ЛКН, сайт ФНС России, МФЦ, почтой и т.п.
Если документы — основания в налоговом органе отсутствуют, то налоговый орган запрашивает сведения, подтверждающие основания перерасчета налога, у имеющих их органов и лиц. Общий срок рассмотрения заявления — 30 дней. По результатам налогоплательщику направят уведомление о перерасчете налога либо мотивированное сообщение об отказе в нем.
Если сумма ранее исчисленного налога изменилась, налоговый орган направит налоговое уведомление, сформированное в связи с перерасчетом. Исключение — случаи, предусмотренные НК РФ: например, если сумма налога к уплате в результате перерасчета отсутствует по основаниям, указанным в п. 2.1 ст. 52 или п. 3 ст. 361.1 НК РФ.
Также проектируется правило о проактивном перерасчете налогов. Если налогоплательщик не представил заявление, перерасчет проводится на основании сведений, полученных налоговым органом за период, в котором возникло основание для этого. Например, в рамках межведомственного взаимодействия получены сведения о льготном статусе налогоплательщика.
Заявление о пересчете будет иметь универсальный характер, то есть заменять иные обращения в налоговый орган, в результате рассмотрения которых возникают основания для пересчета: заявления о предоставлении налоговой льготы, о гибели или уничтожении объекта налогообложения, о прекращении исчисления налога в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением) и т.п.
4) Исходя из Определения ВС РФ от 16.01.2024 № 305-ЭС23-27186 и позиции Минфина России (письма от 17 февраля 2022 г. № 03-05-04-02/11500, от 19 февраля 2024 г. № 03-05-04-02/14482) с 2025 года проектируется представление органами госземнадзора (Россельхознадзор, Росреестр) и муниципального земельного контроля в налоговые органы дополнительных сведений о выявленных нарушениях земельного законодательства, влияющих на определение налоговых ставок в случае использования земельных участков не по целевому назначению. В частности, информация из постановлений по делам об административных правонарушениях, из решений судов, предписаний и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, актов прокурорского надзора и т.п.
5) Предлагается регламентировать информационный обмен ФНС России с Минсельхозом России — оператором ФГИС учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. Это позволит оперативно и экстерриториально учитывать для целей исчисления транспортного налога сведения о тракторах, самоходных машинах, снегоходах и других видах специализированной техники. В настоящее время такие сведения передаются органами гостехнадзора в налоговые органы на региональном уровне (Информация ФНС России от 11 июля 2024 года).