В Москве и Петербурге такси пользуется регулярно каждый второй. В среднем по стране 73% россиян пользуются такси несколько раз в полгода и чаще. Услуга эта — одна из самых «оцифрованных»: по стране для вызова авто почти три четверти пользуются мобильным приложением, а в городах-миллионниках — почти все.
После принятия закона, по мнению подавляющего большинства опрошенных, хуже не стало. Сильно лучше тоже, впрочем. Зато стало дороже.
Одним из главных аргументов в пользу принятия закона была забота о безопасности пассажиров. Но сейчас преобладает мнение, что за год скорее ничего не изменилось ни по части безопасности и комфорта поездок, ни в работе водителей (72%, 73% и 69% соответственно). Лишь от 10% до 15% отметили улучшение по этим параметрам, 6-8% — ухудшение. Не изменилось в представлениях респондентов и техническое состояние автомобилей (63%, по мнению еще 13%, оно улучшилось, по мнению 9% — ухудшилось).
Можно сделать скидку на повышенную требовательность россиян, а также на то, что «к хорошему человек быстро привыкает», а посему мелкие, но важные перемены к лучшему не всегда замечает. К примеру то, что пассажир сейчас застрахован. Хорошее воспринимают как должное и уверены, что «так было всегда».
На мой субъективный взгляд, сравнивая с другими странами, такси в нашей стране работает хорошо. Вообще сама идея «платформенного» предоставления такой услуги, когда пассажир может оперативно написать отзыв, поставить оценку водителю (а тот — пассажиру), которая отражается на его заработке, сильно дисциплинирует.
Однако опрос выявил самую главную проблему — рост стоимости поездки: по оценкам 66% респондентов, она стала менее привлекательной (дорогой), лишь 22% не заметили изменений. При этом высокая востребованность услуг такси, равно как и возросшая цена не гарантируют отсутствие проблем в поездках. По данным социологов, с разными проблемами за последний год сталкивались две трети пассажиров такси (66%, на первом месте «не туда подали машину»). Так что можно резюмировать, что от вышеупомянутого закона ждали большего.
Справедливости ради заметим, что рост цен на услуги такси начался несколько раньше принятия ФЗ-580, но затем заметно ускорился. По данным Росстата, в сентябре 2022 года поездка на такси обходилась россиянину в 29,55 рублей за километр, в июне 2023 года — уже 31,27 рублей, а в сентябре того же года — уже 36,22 рубля. Рост за год составил 22,57%.
С 2023 года стоимость такси в Москве выросла на 40% по сравнению с 2022 годом. В регионах рост скромнее — на 25%. Тоже много. При этом сами таксисты не сказать, чтобы жировали: средняя их зарплата в России в 2024 году — примерно 107 тыс. руб., что соответствует «ожиданиям по зарплате» типичного гастарбайтера. Чтобы было на что жить и оставалось что переводить на родину семье. В Москве средний чистый заработок водителя составляет 80-150 тыс. в месяц, в регионах 50-70 тыс.
Конечно, трудно было ожидать снижения цен на такси на фоне происходящего на автомобильном рынке (санкции, трудности с запчастями, подорожание всех автокомпонентов), а также на фоне (хотя пока умеренного) роста цен на топливо. Но не на 25-40 процентов же цена должна была вырасти.
По мнению экспертов, это произошло потому, что закон «перегружен» чрезмерными требованиями. Регламентирован цвет такси, службы заказа должны открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе заказы выполняют от 4 тыс. машин.
Самозанятых хоть и допустили на личных авто к легальному оказанию услуг такси, однако сделали такую легализацию непомерно дорогой: им надо страховать ответственность (ОСАГО) по тарифу для такси (что в 10-15 раз дороже стандартных тарифов), проходить перед и после смены медосмотры, оформлять путевые листы. К чему эта архаика советских времен? А ведь в провинции до 90% заказов выполняют именно самозанятые водители. Подавляющее большинство их рассматривают это как дополнительный заработок, выполняя не более двух-трех заказов в день. Им невыгодно выполнять все требования нового закона, некоторые ушли с рынка.
Ушли и многие мелкие операторы такси. Не случайно «Яндекс.Такси» стал абсолютным лидером среди приложений, предоставляющих услугу вызова такси (79% от числа тех, кто пользуется такими приложениями). Это фактически монополизм, который никогда потребителям дешево не обходился.
Также если для крупных городов вроде Москвы еще понятны требования по недопуску водителей, которые не прошли аттестацию на знание географии объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия, медорганизаций, объектов образования, спорта, органов власти и т.д., то зачем это для мелкого провинциального города? Оставьте это экскурсоводам. Многие не тянут и обязательную страховку для перевозчика. Чтобы они не уходили в «серую зону», стоит подумать о более гибких тарифах.
В плане корректировки закона надо бы подогнать его «на местах» под конкретную специфику, платежеспособность населения и рынок труда. Как минимум, дать региональным властям больше возможностей вносить поправки в закон, которые освободили бы местный «таксо-рынок» от чрезмерных требований, дав возможность с помощью цифровых платформ предоставлять услуги такси как можно большему числу потребителей, ликвидировав также дефицит кадров в такси, прежде всего, за счет самозанятых. А также ликвидировав излишние технические и медицинские осмотры.
Закон о такси по своей идеологии, может, и правильный — порядок нужен. Но палку явно перегнули. А «передавленная» сфера услуг всегда будет стремиться уйти в «тень». И станет только хуже и дороже.