Найденное в некрополе Фронтовое 3 древнее погребение мужчины было не воинским захоронением, несмотря на присутствие в нем оружия. Новое исследование показало, что это, скорее, была могила могущественного шамана.
Научная публикация Алексея Свиридова из Института археологии РАН вышла в сборнике «Полевой дневник». Ученый детально описывает погребение мужчины, найденное на территории некрополя Фронтовое 3. Памятник расположен в Нахимовском районе города Севастополя.
Некрополь датируется концом I — началом V века нашей эры. Уточнение датировки позволило сузить возраст самой могилы, она отнесена к раннему периоду существования кладбища, то есть к концу I — первой половине III века.
Во время раскопок в захоронении были обнаружены останки мужчины, умершего в возрасте 35-45 лет. Из биологических особенностей погребенного исследователь отметил «вставочные кости в затылочном шве, а также прижизненную утрату зубов».
В загробный мир этого человека сопровождал довольно богатый погребальный инвентарь. Особенностью, выделяющей это погребение из общей массы могил Фронтового, Свиридов называет разграничение пространства с погребальным инвентарем за головой.
«Двумя небольшими камнями было ограничено место, в котором располагалась установленная вертикально красноглиняная кружка, ручкой к югу, — пишет исследователь. — Вплотную с юго-востока к плечевому суставу стояла красноглиняная миска. В восточной половине миски лежал железный нож».
В могиле также были найдены стеклянные бусы, фибула, бронзовый браслет и другие артефакты, наиболее любопытным из которых оказался так называемый сложносоставной лук с костяными накладками.
Подобные предметы редко находят в древних захоронениях. Исследователи объясняют это трудностью изготовления и дороговизной таких изделий. Есть также мнение, что помещение лука в могилу было связано с ритуалами.
В некрополе Фронтовом ранее находили могилы с богатым погребальным инвентарем, поэтому ученые не стали связывать отсутствие луков в могилах с их дороговизной. Вероятно, в данном случае лук действительно имел сакральное значение.
«Наличие одного наконечника стрелы, а не колчанного набора также может свидетельствовать об особом, не военном статусе его присутствия в могиле, — пишет Алексей Свиридов.
Вероятнее всего, здесь необходимо учитывать в первую очередь особый социальный статус погребенного, захороненного с предметом вооружения, но не относящегося к категории воинов».
В связи с этим ученый напоминает о некоторых аспектах верований традиционного общества на примере тюркской традиционной культуры. Так, атрибутами многих алтайских шаманов были лук и стрелы.
Стрела выступала аналогом центральной оси, элементом, соединяющим миры, носителем оплодотворяющего начала и считалась средоточием благополучия дома, служила оберегом его обитателей.
«Обладание стрелой означало обладание особой силой, наследуемой от предков, — следует из исследования. — Поэтому лук и стрела являются древнейшими атрибутами родового шаманства.
Так, с помощью лука, используемого преимущественно для гадания и ворожбы, шаман обслуживал только родственников. В процессе камлания шаман запускал в небо стрелы, одновременно «поднимался» на небо, преодолевая его слои».
В археологической литературе сложносоставные луки с костяными накладками традиционно именуются луками гуннского типа. Этот термин используется и для сарматских комплексов I-II веков.
Сложные луки были дорогим оружием, поэтому в отдельных случаях вместо самих луков в могилы клали деревянные модели либо не целый лук, а сломанный или его часть.