У нынешних «каникул» — семейная тематика. В экспозиции представлены произведения творческих семей ведущих художников Башкортостана. Они уютно разместились в четырех модулях, образно говоря, семейных гнездах.
Полотна заслуженного художника России и Башкортостана, преподавателя Уфимского училища искусств Сергея Игнатенко соседствуют с избранными научными работами — альбомами-каталогами — его жены, искусствоведа, заместителя директора Нестеровского музея по научной работе, заслуженного деятеля искусств Башкортостана Светланы Игнатенко. Эти издания — кладезь тщательно проверенной и перепроверенной информации, своего рода энциклопедия.
Живопись и графика заслуженных художников РБ, преподавателей Детской художественной школы №2 Ольги Самосюк и Бориса Самосюка логично дополняют друг друга, показывая широту и глубину художественных воззрений авторов.
Неуловимой нитью, особой атмосферой и мироощущением, связаны картины заслуженного художника РБ, преподавателя Уфимского училища искусств Филарета Шагабутдинова и гобелены его супруги — мастера декоративно-прикладного искусства Людмилы Шагабутдиновой.
В модуле Гилязетдиновых соединились графика отца — заслуженного художника РБ Салавата Гилязетдинова и работы его детей — Гульназ Иксановой и Азамата Гилязетдинова.
Кроме несомненной эстетической ценности — за редким исключением произведения хранятся в фондах Нестеровского музея, — выставка несет просветительский посыл: в каждом модуле можно заочно познакомиться с авторами работ, узнать об их регалиях, профессиональных успехах, порой занимающих несколько страниц, творческих биографиях, художественных концепциях. Это удивительные люди, создавшие целые миры: буквально каждое произведение наполнено не просто образами и настроением, а глубокой философией, нужно только хорошенько вглядеться. Их творчество органично вошло и в чем-то определило изобразительное искусство республики.
Фото: Гульназ Данилова/РГ
Так, искусствовед Светлана Игнатенко обогатила его сотней научных работ. Она — автор концепций экспозиций более 500 выставок и более 100 кураторских проектов. Идея выставки «Летние каникулы» также принадлежит ей, она же курирует проект.
О ее муже, Сергее Игнатенко, известный в республике журналист и художественный критик Александр Касымов (1949-2003) в свое время писал так: «… Игнатенко — сам себе направление. Это очень трудно. Он не западный и не восточный. Он не северный и не южный. Понаблюдаем за изменениями, которые происходят в его живописи, и постараемся понять Игнатенко как Игнатенко. В полной его автономности и, возможно, даже замкнутости. Из этого одиночества должно непременно произойти что-то новое. И оно, новое, уже происходит. Художник — этот homo creator — творит свой художественный мир дальше».
О принципах своего творчества Филарет Шагабутдинов говорит так: «В своих картинах я не пишу сиюминутных переживаний человека, поэтому не вижу необходимости акцентировать внимание на цвете глаз, губ и т.д. Мои персонажи статичны, несуетны и лишены второстепенных деталей».
Все экспоненты — состоявшиеся личности, члены Союза художников России. У каждого — свой узнаваемый стиль, который не спутаешь ни с чьим другим. И все же есть нечто общее — тот самый отказ от «сиюминутных переживаний», какой-то вселенский охват мира, погружение в его историю с выходом к вечному.
Так, экспонаты собранные в модуле Гилязетдиновых, объединяет тема пути, движения, исторической памяти. Несомненно, дети выросли под влиянием эстетики отца, о котором искусствовед Ирина Оськина сказала, что он «ощущает себя путником во времени, а история человечества представляется ему как его личная история, только до его собственного первого крика и первого шага. Отсюда — страстный интерес к тому, что происходило за века и тысячелетия до него и что как бы было увертюрой к его собственной жизни».
Творчество — сфера тонкая, очень индивидуальная. Поэтому возникает закономерный вопрос: как в одной семье живется двум художникам?
— Построить семейную жизнь вообще не так просто, но если в основе лежит любовь и взаимное уважение плюс есть общие профессиональные интересы, мне кажется, это делать легче, — считает Ольга Самосюк. — В сентябре мы с Борисом отметим 40 лет совместной жизни, за это время ни разу не поссорились. За 40 лет у нас уже выработался одинаковый взгляд на многое. При этом никто друг под друга не подстраивается. Можно даже не спрашивая, выбрать, например, одну и ту же вещь в подарок. Обсуждаем ли мы творческие планы? Да, мы постоянно говорим — не по поводу конкретных работ друг друга, а на теоретические или абстрактные темы, и эти разговоры порой дают определенное направление мыслям. У нас общая мастерская, и мы видим этапы работы друг друга. У нас примерное одинаковый взгляд на жизнь, на то, что такое порядочность, добро и зло. Я думаю, это главные вещи. А еще — общий интерес к истории, потому что современность больше расстраивает, а когда идет какой-то временной отрыв от сегодняшнего времени, все гадости «расползаются» и остается некое, может быть, даже излишнее романтическое представление о древности. Только у меня уклон в археологию, фольклор, а у Бориса — в философскую сторону, в историю религии, которую он исследует с культурологической точки зрения.
Источник Российская газета Башкортостан