© 5second / Фотобанк 123RF.com |
Преподавателя гитары уволили в соответствии с п. 2 ст. 336 ТК РФ (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника), она попыталась оспорить действия работодателя в суде.
Поводом для увольнения послужила жалоба на действия преподавателя, с которой обратилась к директору школы мать ребенка. В жалобе было указано, что на ребенка оказывается психологическое давление (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 07 мая 2024 г. № 33-10540/2024).
Работодатель провел служебное расследование, в ходе которого было установлено:
- в дневнике ребенка на бумажном носителе неоднократно используется оценка “1” (такая оценка не предусмотрена разделом “Критерии оценок аттестации уровня знаний учащегося” программы “Народные инструменты” (гитара));
- за один урок выставлялись сразу несколько оценок “2”;
- в домашнем задании указаны задания, не предусмотренные для возраста и соответствующего уровня освоения программы.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и специалист по кадрам составили протокол индивидуальной беседы с учеником. В ходе беседы ребенок пояснил, что преподаватель гитары:
- постоянно ставит “колы” и “двойки”;
- говорит, что он плохо играет и что ему лучше в школе не учиться;
- в присутствии других детей утверждает, что он хуже всех.
Общественная организация помощи детям и подросткам составила психологическое заключение, из которого следует, что ребенок находится в системе, где его усилия оценивают негативно, независимо от его стараний, что привело к негативной самооценке, нежеланию учиться, депрессивному состоянию, повышенной тревожности, снижению эмоционального интеллекта. В ходе проведения тестов было установлено наличие у ребенка феномена “выученная беспомощность”, когда ребенок убежден, что его усилия никак не влияют на результат его деятельности. Приобретение данного феномена возможно в ситуации постоянного психологического насилия (унижение чести и достоинства, обесценивание результата). Организация помощи детям и подросткам сделала предположение о том, что выученная беспомощность приобретена в результате школьной деятельности (действий педагогического состава).
Также была проведена диагностика тяжести реакции ребенка на травматический стресс, результат составил 53 балла, при этом результат более 50 баллов указывает на наличие в жизни ребенка травмирующего события, которое сильно повлияло на его состояние.
Суд пришел к выводу о том, что совершенные работницей действия нарушают принятые в обществе нормы морали и нравственности, не отвечают морально-этическим требованиям, предъявляемым к педагогу, свидетельствуют о проявлении явного неуважения к чести и достоинству ученика, чем нарушены требования ст. 48 Закона об образовании, а также требования ПВТР. В итоге суд не нашел оснований для признания незаконным увольнения сотрудницы по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 336 ТК РФ.