В ведомстве напомнили, что согласно ч. 2 ст. 10 закона № 149-ФЗ информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или распространителе в форме и объеме, достаточном для его идентификации. Это требование распространяется на персональные страницы пользователей соцсетей, однако в большинстве случаев не исполняется.
«Законопроект предлагает конкретизировать это требование и распространить его не на всех пользователей социальных сетей, а только на тех, чья ежедневная аудитория превышает 1000 человек. Согласно инициативе такой пользователь обязан сообщить в Роскомнадзор свои ФИО и контактную информацию для направления юридически значимых сведений. Это не регистрация в ведомстве, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации», — заявили в Роскомнадзоре.
Там добавили, что инициатива предполагает, что российским компаниям будет запрещено распространять свою рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в Роскомнадзор.
В «РГ» уточнили отношение регулятора к популярной практике нагона ботов на каналы в Telegram в ходе конкурентной борьбы. Считается, что это может дискредитировать канал и понизить его ценность в глазах аудитории и потенциальных рекламодателей.
«У каждого пользователя социальной сети есть возможность закрыть свою страницу от посторонних пользователей, оставив ее доступной только для близких людей. Если страница открыта и количество посетителей за сутки превысило 1000 человек, то человеку необходимо уведомить Роскомнадзор о распространении информации, сообщить ФИО и контактные данные», — заявили в Службе.
Там напомнили, что анонимность в интернете ведет к безответственности: злоумышленники чувствуют себя безнаказанными. Например, они регистрируют на SIM-карты без установленного владельца фейковые аккаунты в мессенджерах и соцсетях. Создают сообщества, в которых распространяют фейки, информацию, призывающую к насилию, вовлекающую детей в совершение противоправных действий и другие запрещенные сведения.
«Сегодня онлайн-платформы часто выполняют роль СМИ для россиян. Анонимность распространителей контента опасна: сообщения экстремистского содержания могут оказать эффект «разорвавшейся бомбы». Недостоверная информация — нанести урон не только отдельной личности, но и безопасности целого государства. Важно, чтобы сведения о пользователе, распространяющем информацию в соцсети или мессенджере, были известны. Этот человек должен понимать свою ответственность за содержание контента. Только в этом случае можно обеспечить безопасную информационную среду для российских интернет-пользователей», — заявили в Роскомнадзоре.