Коллекцию Президентской библиотеки пополнило оцифрованное издание Константина Прокопьева «Обряд прохождения в земляные ворота: (Из быта чуваш)». Оно было издано в 1903 году в Казани силами местного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
Автор описал древний обряд, который был малоизвестным и к моменту написания труда уже не практиковался. Обряд имел два названия: «Обряд прохождения в земляные ворота» и «Обряд прохождения сквозь землю».
«В старину этот обряд совершался чувашами повсеместно каждый год или через год, а в три года раз — непременно, — писал Константин Прокопьев. — В последнее время чуваши стали использовать его все реже и реже, а местами и совсем оставили.
Фото: prlib.ru
На моей родине — в селе Ново-Ильмовом Кусте, а также в окрестных селах Алгашах, Городищах, Тимершанах, Богдашвине, — до 80-х годов прошлого столетия этот обряд совершался аккуратно через каждые три года».
Автор, которому самому довелось несколько раз пройти через земляные ворота, отмечает, что обряд был языческим. С распространением христианства язычников оставалось все меньше, поэтому постепенно традиция была утрачена.
Обряд стали проводить лишь временами, в случае каких-то бед, например, стихийных бедствий, сильной засухи, вспышек холеры и чумы. В издании было отмечено, что последний зафиксированный случай совершения обряда пришелся на 1892 год и был связан со вспышкой холеры.
«Совершают его всегда после чувашского праздника «Синсе», перед началом паровой пашни, — следует из архивного издания. — Место для совершения обряда всегда выбирается около какого-нибудь оврага рядом с деревней или недалеко от нее, но обязательно на ее восточной стороне.
Совершают этот обряд чуваши с целью предохранить себя и свой скот от эпидемии или другого какого-нибудь общественного бедствия, или же с целью устранить наступившее уже народное бедствие, о чем просят Бога как сами чуваши, так и шаман».
Далее автор подробно описывает, как происходило действо. Начиналось все с совещания сельского старосты со старожилами. Старики определяли день совершения обряда, после чего сельский староста через своих десятких оповещал об этом каждого местного жителя.
Каждому сообщалось, что в такой-то день надо будет пройти через земляные ворота. Правила обряда требовали, чтобы в назначенный день все жители деревни находились дома.
Было запрещено до совершения обряда разводить в домах огонь без крайней необходимости. В назначенный день из каждого дома часов в 7-8 утра должен был выйти как минимум один человек с лопатой — земляные ворота выкапывали всем миром.
«На спуске к оврагу роют проход размером с настоящие ворота, — так описывал события Константин Прокопьев. — Сверху прохода оставляется полоса земли толщиною в аршин, имеющая снизу форму свода. Где грунт не твердый, под этот свод кладут доски, чтобы земля не обрушилась. Таким образом, получаются настоящие земляные ворота со сводчатообразной крышей, в виде туннеля».
Современная версия «земляных ворот» в Ульяновской области.
Параллельно другие участники начинали добывать огонь, причем довольно непростым способом. Они устанавливали параллельно два вертикальных столба, между которыми укладывали поперек толстую палку. Получалась конструкция, похожая на букву «Н».
Затем столбы сверху сильно стягивали веревкой, а несколько человек начинали быстро вращать палку другой веревкой. На ее концах спустя несколько минут вспыхивало пламя, которое называлось «новым огнем».
Разводился костер, и к тому времени к месту совершения обряда подходили все жители деревни, от мала до велика. Оставаться дома разрешалось только тяжело больным. На «новом огне» варили кашу и пекли тонкие лепешки.
Кашу жертвовали богине Киремет, а лепешки — ее детям. Затем по обеим сторонам от ворот устанавливали кадушки с водой, над которой женщина-шаман читала особую молитву. Общий смысл сводился к просьбе Богу защитить всех жителей деревни.
По окончании молитвы начиналось главное — прохождение «сквозь землю». Первыми шли единственные сыновья, затем — все остальные мужчины. Затем проходила девушка, единственная дочь у своих родителей, а за нею все женщины.
Последней через ворота пропускали черную курицу. Считалось, что если она не вернется в деревню, то боги приняли подношения, и все будет хорошо. Возвращение же курицы сулило беды.