Актуально
Чт. Ноя 14th, 2024

Кто ответит за качество товаров на маркетплейсах

By Admin Июл9,2024

Таким образом, в настоящее время за качество товаров на маркетплейсах отвечают только продавцы, занимающиеся торговлей на электронной площадке. Маркетплейс, по сути, осуществляет посредническую роль между продавцом и покупателем и за качество товара не отвечает.

Вскоре эта ситуация изменится. Теперь у потребителя появится возможность отстоять свои права за товар плохого качества и перед маркетплейсом.

Следствием пересмотра как законодательства в сфере защиты прав потребителей, так и пересмотра правового положения маркетплейсов, может являться рост такого явления как потребительский экстремизм. Термин этот для России по сути в новинку, он существует на литературно-обывательском уровне, несмотря на живость явления, но в западных странах он уже прижился и на правовом уровне.

Сущностно потребительский экстремизм является видом злоупотребления правом, раскрытом в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Смысл явления заключается в чрезмерном извлечении выгоды или дохода путем причинения имущественного ущерба компании с соблюдением всех формальностей путем манипуляций с законодательством о защите прав потребителей.

Например, известным кейсом в области потребительского экстремизма является прогремевшее в США “дело о чашке кофе”. Суть его в том, что женщине удалось взыскать около 640 тысяч долларов с компании за разлитую на нее чашку кофе, которое, согласно экспертизе, было чуть более горячим, чем нужно.

А как с этим обстоит дело в России? На чем базируется наш потребительский экстремизм?

Подкованный потребитель заходит издалека: статья 2 Конституции – декларирующая высшую ценность прав и свобод человека и гражданина – позволяет толковать ее в суде так, что права и свободы непосредственно человека будут в приоритете перед правами компании. Иным средством является и так называемая презумпция неосведомленности потребителя (статья 12 профильного закона) – ее смысл в том, что в спорных ситуациях суд исходит из соображения того, что потребитель не обладает соответствующими знаниями для оценки качества товара или оказываемых услуг.

Нередко покупатель требует через суд взыскания с продавца неоправданно завышенных сумм

На службу нечестному потребителю становятся и такие институты гражданского права, как компенсация морального вреда (крайне субъективная категория, ибо в основном потребители требуют взыскания кратно завышенных сумм), неустойка (размеры которой потребители тоже чудовищно завышают), возмещение убытков (экстремально настроенный потребитель, при обращении в суд с исковым заявлением, в качестве оплаты услуг юриста может заявить неоправданно завышенную сумму). Кроме того, суд вообще имеет право наложить арест на имущество/банковский счет предпринимателя, пока идет процесс, если есть повод предполагать, что решение будет трудноисполнимо.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *