Актуально
Чт. Ноя 14th, 2024

80 лет назад был издан Указ ПВС СССР об усилении охраны материнства и детства

By Admin Июл8,2024

Завещание перед боем

Военное время наложило свой отпечаток не только на военное, административное, уголовное законодательство, но и на гражданское и семейное. Об этом свидетельствуют такие нормативные акты, как постановления СНК СССР от 15 сентября 1942 г. N 1536 “О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время”, от 24 ноября 1942 г. “Об ответственности за невыполнение обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству колхозными дворами и единоличными хозяйствами”.

При этом говорить о “законодательстве” в то время можно было с большой натяжкой. Многие отношения регулировались на уровне инструкций и указаний соответствующих наркоматов. Например, Инструкция Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР и Народного комиссариата юстиции РСФСР N 506/ Б-И-7(1) от 5 октября 1942 г. “О порядке восстановления документации на право владения строениями и пользования земельными участками в местностях, где указанная документация утрачена в связи с условиями военной обстановки”, Указание Наркомюста СССР от 23 февраля 1943 г. N АД-9 “О порядке выдачи нотариальными конторами свидетельств о признании без вести пропавших военнослужащих умершими”.

Война несет смерть, и требовалась корректировка семейного и наследственного права. На основании названного выше Постановления СНК СССР от 15 сентября 1942 г. командованию воинских частей и начальникам госпиталей было разрешено удостоверять завещания. По этому поводу известный цивилист Н.В. Рабинович в 1949 г. писала: “Упрощенный порядок оформления завещательных распоряжений был продиктован самой жизнью. В условиях военной обстановки на фронте, перед боем, в лечебном учреждении, разумеется, не могла быть обеспечена воинам нашей армии возможность участия нотариальных органов в засвидетельствовании их завещаний и распоряжений. Участие командования или начальника госпиталя в засвидетельствовании завещания являлось в этих случаях вполне достаточной гарантией достоверности и правильности последнего”.

Указом в паспорте был введен штамп о семейном положении, а процедура развода усложнилась. Сам развод стал приводить к неприятностям по службе

На практике приостанавливалось течение шестимесячного срока для принятия наследства “впредь до прекращения соответствующих обстоятельств” (невозможность явки наследников вследствие призыва в армию, эвакуации и т.п.).

Материнские ордена

Ближе к окончанию войны масштаб людских потерь как вследствие боевых действий, так и из-за голода, болезней и тяжелейших условий жизни в тылу и на фронте становился все более очевидным. В таких обстоятельствах уже не срабатывала своеобразная санкция в виде налога на холостяков, одиноких и бездетных, введенного в 1941 году, не очень помогали увеличивать население и существовавшие в то время пособия, выплачиваемые на детей.

Было принято решение ввести новые меры стимулирования рождаемости, и появился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”.

До вступления в силу указа государственные пособия предоставлялись матерям, имеющим шестерых детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка. Указом были установлены пособия многодетным матерям, имеющим уже двоих детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка. Государственное пособие одиноким матерям стало выплачиваться в повышенном размере до достижения детьми 12-летнего возраста. Отпуск по беременности и родам был увеличен с 63 календарных дней до 77 календарных дней.

Однако текст указа не ограничился пособиями и льготами. Его название не упоминало о запретах и ограничениях, однако в самом указе их было немало.

Появилось обязательное требование о простановке в паспорте печати о браке, что было необходимо для борьбы с нарушителями принципа моногамии. Кроме того, было отменено прежнее правило Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года, допускавшее возможность зарегистрировать брак “задним числом”, то есть узаконить фактические брачные отношения на прошлое время. С момента введения в силу указа впредь признавались только зарегистрированные браки.

Фронтовая любовь

Борьба за общественную мораль выразилась и в ряде других запретов, которые повлияли на судьбы многих советских граждан, в том числе детей.

Известно, что во время любой войны нередки внебрачные связи офицеров с женщинами-военнослужащими. Врачи, радистки или санитарки всегда пользовались повышенным вниманием со стороны мужского состава в любой армии, не была исключением и Красная Армия. Высшие военные руководители не только попустительствовали фронтовому сожительству, но сами часто были “передовиками” в этом деле. Но если надо было кого-то примерно наказать по карьерной линии, то ему среди прочего вменяли и аморальное поведение.

Массового женского призыва в Красную Армию не было, женщины призывались лишь частично и, как правило, на вспомогательную службу. Многие женщины пошли в армию добровольцами. Было их около миллиона человек.

Любовь возможна и на войне, вряд ли кто-то назвал бы это грехом.

Кроме того, напомним, что отпусков в Красной Армии во время войны не было, разве что по ранению или болезни, а также очень редко – в качестве поощрения за особые заслуги. Что касается потребностей, то большевики всегда с полным пренебрежением относились к природе вообще и к человеческой природе в частности.

За годы военных действий сложился институт фронтовых гражданских браков, а власти замалчивали его или пытались с ним бороться. Правовых регуляторов личных отношений между военнослужащими разных полов не существовало. Сожительство в воинских коллективах часто квалифицировалось как бытовое разложение и заканчивалось для виновных дисциплинарными и партийными взысканиями либо офицерским судом чести.

Понятно, что от таких романтических связей нередко появлялись на свет дети. Приняв упомянутый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., их вместе с их матерями ограничили в правах за военно-полевой роман. А заодно наказаны были и женщины, родившие детей в результате молниеносного романа с воинами-освободителями, проходившими через их поселение. Все эти дети были лишены указом возможности получать содержание от своих отцов.

Еще в 1936 году советская власть запретила аборты (за редкими исключениями). Упомянутый Указ от 8 июля 1944 г. отменил право незамужней матери обратиться с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов, что значительно усложнило правовое положение внебрачных детей и их матерей. Такого ребенка следовало воспитывать в одиночку.

Добровольное установление отцовства вне брака стало тоже невозможным. Этот запрет тем не менее не смог отменить любовь и заботу родителей по отношению к своим детям – известно, что многие советские мужчины научились его обходить, усыновляя своих собственных детей, как будто чужих.

Узы брака

Война и массовое перемещение населения по всей территории страны вследствие боевых действий и эвакуации привели в том числе и к тому, что люди, уже состоявшие в браке, в новых местах заводили новые семьи. Недовольство оставленных семей было ни к чему для советской власти. Решено было содействовать сохранению браков. С этой целью Указ от 8 июля 1944 г. значительно усложнил процедуру развода, включив в нее два этапа и сделав ее непомерно дорогой.

Супругу, желающему прекратить брак, прежде всего необходимо было подать в народный суд заявление с указанием мотивов развода, при этом при подаче заявления о расторжении брака взыскивалось 100 руб. Другой супруг вызывался в суд для ознакомления с заявлением о разводе и выяснения мотивов развода, суд также устанавливал свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство.

Намерение развестись предавалось публичной огласке: в местной газете публиковалось объявление о возбуждении судебного производства о разводе с отнесением стоимости объявления за счет супруга, подавшего заявление о расторжении брака. Народный суд должен был принять меры к примирению супругов. Если примирение супругов в народном суде не состоялось, истец был вправе обратиться с заявлением о расторжении брака в вышестоящий суд.

Только областной, краевой, окружной, городской суд или верховный суд союзной и автономной республики могли развести супругов и при этом решить вопрос о детях, разделе имущества, фамилии супругов. Суд этой инстанции мог отказать в расторжении брака даже при согласии обоих супругов на развод и также мог принять меры по примирению супругов (п. 20 Инструкции, утв. Постановлением СНК СССР от 27 ноября 1944 г. N 1622 “Об утверждении Инструкции Наркомюста СССР “О порядке рассмотрения судами дел о расторжении брака”).

Органы ЗАГС на основании решения суда выдавали свидетельство о разводе, взимая с одного или обоих супругов от 500 до 2000 руб. (в то время заработная плата рабочего составляла около 200-300 руб. в месяц).

Соответствующие изменения были внесены в семейные и гражданские процессуальные кодексы союзных республик (в РСФСР был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 апреля 1945 г. “Об изменениях Кодекса законов о браке, семье и опеке и Гражданского процессуального кодекса РСФСР”).

Развод постепенно становился компрометирующим обстоятельством и нередко приводил к неприятным последствиям.

Чуть позже, в указах Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. “О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов” и от 14 марта 1945 г. “О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке” был дан ряд разъяснений, связанных в том числе с семейным и наследственным правом.

Согласно первому в тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, другая сторона имела право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства. Узаконение на прошлое время брачных отношений с погибшим было разрешено, так как в силу исключительных обстоятельств – смерти или исчезновения одного из “фактических” супругов – у них обоих не было возможности обратиться в ЗАГС.

Вторым указом несколько смягчалось правовое положение внебрачных детей. Было разрешено признание отцом внебрачного ребенка, если он вступил в брак с его матерью после рождения ребенка. Кроме того, разъяснялось, что дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г. от родителей, не состоявших между собой в зарегистрированном браке, в случае смерти отца (записанного в книгах записей актов гражданского состояния) имели право наследования и право на обеспечение пенсией и установленными для семей военнослужащих государственными пособиями наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке.

Всеми силами советская власть стремилась заставить людей пребывать всю жизнь в одном и том же браке, затрудняя развод, фактически запрещая рождение детей вне брака. В то же время рождение детей в браке властью не просто приветствовалось, но всячески поощрялось – как известно, в 1941 году был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных, а Указ 1944 года распространил этот налог также на граждан, имеющих одного и двух детей.

Особый момент

В тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, другая сторона имела право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства. Узаконение на прошлое время брачных отношений с погибшим было разрешено, так как в силу исключительных обстоятельств – смерти или исчезновения одного из “фактических” супругов – у них обоих не было возможности обратиться в ЗАГС.

Об авторах

Павел Крашенинников раскрывает для читателей “РГ” важные страницы истории российского права. Фото: Сергей Куксин/РГ

Павел Крашенинников

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, председатель Совета при президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, доктор юридических наук, профессор.

Лидия Михеева

Секретарь Общественной палаты РФ, руководитель Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при президенте РФ, доктор юридических наук, профессор.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *