Завещание перед боем
Военное время наложило свой отпечаток не только на военное, административное, уголовное законодательство, но и на гражданское и семейное. Об этом свидетельствуют такие нормативные акты, как постановления СНК СССР от 15 сентября 1942 г. N 1536 “О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время”, от 24 ноября 1942 г. “Об ответственности за невыполнение обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству колхозными дворами и единоличными хозяйствами”.
При этом говорить о “законодательстве” в то время можно было с большой натяжкой. Многие отношения регулировались на уровне инструкций и указаний соответствующих наркоматов. Например, Инструкция Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР и Народного комиссариата юстиции РСФСР N 506/ Б-И-7(1) от 5 октября 1942 г. “О порядке восстановления документации на право владения строениями и пользования земельными участками в местностях, где указанная документация утрачена в связи с условиями военной обстановки”, Указание Наркомюста СССР от 23 февраля 1943 г. N АД-9 “О порядке выдачи нотариальными конторами свидетельств о признании без вести пропавших военнослужащих умершими”.
Война несет смерть, и требовалась корректировка семейного и наследственного права. На основании названного выше Постановления СНК СССР от 15 сентября 1942 г. командованию воинских частей и начальникам госпиталей было разрешено удостоверять завещания. По этому поводу известный цивилист Н.В. Рабинович в 1949 г. писала: “Упрощенный порядок оформления завещательных распоряжений был продиктован самой жизнью. В условиях военной обстановки на фронте, перед боем, в лечебном учреждении, разумеется, не могла быть обеспечена воинам нашей армии возможность участия нотариальных органов в засвидетельствовании их завещаний и распоряжений. Участие командования или начальника госпиталя в засвидетельствовании завещания являлось в этих случаях вполне достаточной гарантией достоверности и правильности последнего”.
Указом в паспорте был введен штамп о семейном положении, а процедура развода усложнилась. Сам развод стал приводить к неприятностям по службе
На практике приостанавливалось течение шестимесячного срока для принятия наследства “впредь до прекращения соответствующих обстоятельств” (невозможность явки наследников вследствие призыва в армию, эвакуации и т.п.).
Материнские ордена
Ближе к окончанию войны масштаб людских потерь как вследствие боевых действий, так и из-за голода, болезней и тяжелейших условий жизни в тылу и на фронте становился все более очевидным. В таких обстоятельствах уже не срабатывала своеобразная санкция в виде налога на холостяков, одиноких и бездетных, введенного в 1941 году, не очень помогали увеличивать население и существовавшие в то время пособия, выплачиваемые на детей.
Было принято решение ввести новые меры стимулирования рождаемости, и появился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”.
До вступления в силу указа государственные пособия предоставлялись матерям, имеющим шестерых детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка. Указом были установлены пособия многодетным матерям, имеющим уже двоих детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка. Государственное пособие одиноким матерям стало выплачиваться в повышенном размере до достижения детьми 12-летнего возраста. Отпуск по беременности и родам был увеличен с 63 календарных дней до 77 календарных дней.
Однако текст указа не ограничился пособиями и льготами. Его название не упоминало о запретах и ограничениях, однако в самом указе их было немало.
Появилось обязательное требование о простановке в паспорте печати о браке, что было необходимо для борьбы с нарушителями принципа моногамии. Кроме того, было отменено прежнее правило Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года, допускавшее возможность зарегистрировать брак “задним числом”, то есть узаконить фактические брачные отношения на прошлое время. С момента введения в силу указа впредь признавались только зарегистрированные браки.
Фронтовая любовь
Борьба за общественную мораль выразилась и в ряде других запретов, которые повлияли на судьбы многих советских граждан, в том числе детей.
Известно, что во время любой войны нередки внебрачные связи офицеров с женщинами-военнослужащими. Врачи, радистки или санитарки всегда пользовались повышенным вниманием со стороны мужского состава в любой армии, не была исключением и Красная Армия. Высшие военные руководители не только попустительствовали фронтовому сожительству, но сами часто были “передовиками” в этом деле. Но если надо было кого-то примерно наказать по карьерной линии, то ему среди прочего вменяли и аморальное поведение.
Массового женского призыва в Красную Армию не было, женщины призывались лишь частично и, как правило, на вспомогательную службу. Многие женщины пошли в армию добровольцами. Было их около миллиона человек.
Любовь возможна и на войне, вряд ли кто-то назвал бы это грехом.
Кроме того, напомним, что отпусков в Красной Армии во время войны не было, разве что по ранению или болезни, а также очень редко – в качестве поощрения за особые заслуги. Что касается потребностей, то большевики всегда с полным пренебрежением относились к природе вообще и к человеческой природе в частности.
За годы военных действий сложился институт фронтовых гражданских браков, а власти замалчивали его или пытались с ним бороться. Правовых регуляторов личных отношений между военнослужащими разных полов не существовало. Сожительство в воинских коллективах часто квалифицировалось как бытовое разложение и заканчивалось для виновных дисциплинарными и партийными взысканиями либо офицерским судом чести.
Понятно, что от таких романтических связей нередко появлялись на свет дети. Приняв упомянутый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., их вместе с их матерями ограничили в правах за военно-полевой роман. А заодно наказаны были и женщины, родившие детей в результате молниеносного романа с воинами-освободителями, проходившими через их поселение. Все эти дети были лишены указом возможности получать содержание от своих отцов.
Еще в 1936 году советская власть запретила аборты (за редкими исключениями). Упомянутый Указ от 8 июля 1944 г. отменил право незамужней матери обратиться с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов, что значительно усложнило правовое положение внебрачных детей и их матерей. Такого ребенка следовало воспитывать в одиночку.
Добровольное установление отцовства вне брака стало тоже невозможным. Этот запрет тем не менее не смог отменить любовь и заботу родителей по отношению к своим детям – известно, что многие советские мужчины научились его обходить, усыновляя своих собственных детей, как будто чужих.
Узы брака
Война и массовое перемещение населения по всей территории страны вследствие боевых действий и эвакуации привели в том числе и к тому, что люди, уже состоявшие в браке, в новых местах заводили новые семьи. Недовольство оставленных семей было ни к чему для советской власти. Решено было содействовать сохранению браков. С этой целью Указ от 8 июля 1944 г. значительно усложнил процедуру развода, включив в нее два этапа и сделав ее непомерно дорогой.
Супругу, желающему прекратить брак, прежде всего необходимо было подать в народный суд заявление с указанием мотивов развода, при этом при подаче заявления о расторжении брака взыскивалось 100 руб. Другой супруг вызывался в суд для ознакомления с заявлением о разводе и выяснения мотивов развода, суд также устанавливал свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство.
Намерение развестись предавалось публичной огласке: в местной газете публиковалось объявление о возбуждении судебного производства о разводе с отнесением стоимости объявления за счет супруга, подавшего заявление о расторжении брака. Народный суд должен был принять меры к примирению супругов. Если примирение супругов в народном суде не состоялось, истец был вправе обратиться с заявлением о расторжении брака в вышестоящий суд.
Только областной, краевой, окружной, городской суд или верховный суд союзной и автономной республики могли развести супругов и при этом решить вопрос о детях, разделе имущества, фамилии супругов. Суд этой инстанции мог отказать в расторжении брака даже при согласии обоих супругов на развод и также мог принять меры по примирению супругов (п. 20 Инструкции, утв. Постановлением СНК СССР от 27 ноября 1944 г. N 1622 “Об утверждении Инструкции Наркомюста СССР “О порядке рассмотрения судами дел о расторжении брака”).
Органы ЗАГС на основании решения суда выдавали свидетельство о разводе, взимая с одного или обоих супругов от 500 до 2000 руб. (в то время заработная плата рабочего составляла около 200-300 руб. в месяц).
Соответствующие изменения были внесены в семейные и гражданские процессуальные кодексы союзных республик (в РСФСР был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 апреля 1945 г. “Об изменениях Кодекса законов о браке, семье и опеке и Гражданского процессуального кодекса РСФСР”).
Развод постепенно становился компрометирующим обстоятельством и нередко приводил к неприятным последствиям.
Чуть позже, в указах Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. “О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов” и от 14 марта 1945 г. “О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке” был дан ряд разъяснений, связанных в том числе с семейным и наследственным правом.
Согласно первому в тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, другая сторона имела право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства. Узаконение на прошлое время брачных отношений с погибшим было разрешено, так как в силу исключительных обстоятельств – смерти или исчезновения одного из “фактических” супругов – у них обоих не было возможности обратиться в ЗАГС.
Вторым указом несколько смягчалось правовое положение внебрачных детей. Было разрешено признание отцом внебрачного ребенка, если он вступил в брак с его матерью после рождения ребенка. Кроме того, разъяснялось, что дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г. от родителей, не состоявших между собой в зарегистрированном браке, в случае смерти отца (записанного в книгах записей актов гражданского состояния) имели право наследования и право на обеспечение пенсией и установленными для семей военнослужащих государственными пособиями наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке.
Всеми силами советская власть стремилась заставить людей пребывать всю жизнь в одном и том же браке, затрудняя развод, фактически запрещая рождение детей вне брака. В то же время рождение детей в браке властью не просто приветствовалось, но всячески поощрялось – как известно, в 1941 году был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных, а Указ 1944 года распространил этот налог также на граждан, имеющих одного и двух детей.
Особый момент
В тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, другая сторона имела право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства. Узаконение на прошлое время брачных отношений с погибшим было разрешено, так как в силу исключительных обстоятельств – смерти или исчезновения одного из “фактических” супругов – у них обоих не было возможности обратиться в ЗАГС.
Об авторах
Павел Крашенинников раскрывает для читателей “РГ” важные страницы истории российского права. Фото: Сергей Куксин/РГ
Павел Крашенинников
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, председатель Совета при президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, доктор юридических наук, профессор.
Лидия Михеева
Секретарь Общественной палаты РФ, руководитель Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при президенте РФ, доктор юридических наук, профессор.