Отечественный электросетевой комплекс сравнительно легко пережил санкции и уход с российского рынка западных производителей: качество российской продукции во многом соответствует мировому уровню, что обеспечило быстрое замещение выпадающего импорта отечественными аналогами, отмечает директор Института экономики Уральского отделения РАН Юлия Лаврикова. Российская электротехническая промышленность показала себя достаточно гибкой и адаптивной, с марта 2023-го рост в этом секторе превышает темпы в обрабатывающих отраслях в целом. Достаточно высока в отрасли доля предприятий, ведущих НИОКР, что говорит о ее инновационности. И все же для обеспечения энергетической безопасности и технологической независимости этого может быть недостаточно.
— Энергоемкость ВВП у нас в два-три раза выше, чем у развитых стран с таким же холодным климатом. А это, даже несмотря на низкую стоимость топлива, ведет к снижению конкурентоспособности продукции всех отраслей, — подчеркивает проректор Московского энергетического института Иван Комаров. — Наша электротехническая промышленность, энергомашиностроение не обладают ресурсами, которые позволили бы заниматься разработкой принципиально нового оборудования. Это капиталоемко, и без участия государства решать такие задачи сложно.
Одна из проблем, тормозящих технологическое развитие энергетики, — отсутствие полноценного испытательного центра. По словам первого зампредседателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александра Козловского, это затягивает создание новой продукции, особенно сложной, типа комплектных распределительных устройств.
Необходимо уточнить: лаборатории для тестирования сравнительно небольших изделий есть практически на всех крупных предприятиях отрасли. А вот центра для габаритной, уникальной продукции, например силовых трансформаторов средней, большой, сверхбольшой мощности, позволяющего провести все виды испытаний, в стране нет.
— Каждое предприятие постоянно занимается расширением номенклатуры, улучшением конструкции своих изделий, применяет какие-то новые материалы и т. д. Все новшества до постановки в серию нужно испытывать. Кроме того, два года назад у нас нарушились логистические цепочки, пришлось поменять поставщиков комплектующих. Поэтому вопрос проведения испытаний стал еще острее, — поясняет заместитель генерального директора Группы СВЭЛ Антон Туголуков.
Закрытие Западом границ тоже добавило российским производителям электротехники головной боли: оказывается, в последние десятилетия они возили свои изделия на испытания в Чехию и Нидерланды. Теперь приходится осваивать новые маршруты — в Индию и Китай. Речь, заметим, идет о негабаритных грузах, например трансформаторах 15-метровой высоты. Их путешествие за рубеж и обратно занимает несколько месяцев.
Такой вояж обходится в десятки миллионов рублей, что в итоге увеличивает себестоимость и снижает конкурентоспособность российской продукции. В стране есть организации, где можно провести часть испытаний, но некоторые, например динамические (ударной волной), не выполняет никто.
Испытательный центр позволит активнее создавать сложную электротехническую продукцию
Если у предприятия нет возможности выполнить испытания, оно довольствуется расчетными методами. Поскольку энергетика — сфера повышенной опасности, производителям приходится на всякий случай закладывать более высокие параметры надежности. И хотя для непрофессионала это звучит позитивно, для бизнеса означает излишние затраты: за чрезмерный запас прочности либо заплатит потребитель, либо производитель недополучит прибыль.
Так что вопрос создания в стране площадки, где можно будет провести комплексные испытания изделий больших габаритов и мощности, для промышленников очень актуален. Он обсуждался многократно на самых разных уровнях. Очень активно в этом участвовали уральцы: в Свердловской и Челябинской областях работают десятки предприятий отрасли, здесь выпускают кабели, высоковольтное оборудование, преобразовательную технику и многие другие виды электротехнической продукции. Поэтому местный бизнес предлагал создать такой центр именно в УрФО — посередине страны, куда будет удобно доставлять для тестирования изделия из любого региона. Однако все упиралось в инвестиции: уральские заводы готовы были даже скинуться, но их ресурсов недостаточно.
Центр сможет испытывать оборудование класса напряжения до 750 киловольт
— Стоимость ИЦ — десятки, а то и сотни миллиардов рублей. С точки зрения экономики проект не окупаемый — да и нигде в мире испытательные центры не были экономически выгодны. Это вопрос технологической независимости страны, решение государственного уровня, — подчеркивает Александр Петров, в 2009-2014 годах министр промышленности и науки Свердловской области.
— Я думаю, это должен быть не коммерческий проект, а скорее политический — в том плане, что он нацелен на обеспечение безопасности страны, — согласен Антон Туголуков. — Государство могло бы вложиться в этот центр и передать его на хозрасчет — на свое содержание он прекрасно заработает. Но не стоит ставить задачу отбить инвестиции: тогда цены на испытания будут такие, что производители станут увиливать от их проведения.
Недавно дело наконец сдвинулось с мертвой точки: в конце 2023 года на совете при Минпромторге России принято решение о строительстве Всероссийского испытательного центра (ВИЦ) высоковольтного оборудования на площадке одного из предприятий «Росатома» в подмосковном городе Истра. Как сообщили в госкорпорации, центр для проведения комплексных исследований и испытаний электротехнического оборудования классов напряжений до 750 киловольт (а в перспективе до 1150 киловольт) создается при поддержке Минпромторга и Минэнерго России.
В течение 2024 года пройдут проектно-изыскательские работы и будет разработана сметная документация. Дальнейшая реализация проекта планируется в три этапа, на первом запустят две лаборатории — высоких напряжений и больших мощностей. После ввода всех трех очередей ВИЦ станет самым мощным в мире и сможет закрыть потребность отечественной промышленности практически во всех видах испытаний, создать заградительный барьер для поставок некачественного оборудования на территорию страны, что поможет обеспечить технологический суверенитет и возможность разработки отечественного высоковольтного электротехнического оборудования, отметили в пресс-службе «Росатома».