Опубликовано архивное ходатайство Украинского ЦИК о переименовании города и станции Херсон во Владимировск. Документ хранится в Фондах Центрального исполнительного комитета СССР, в делах секретариата Президиума ЦИК Союза ССР за 1925 год.
Электронный образ документа представила Президентская библиотека. Украинский центральный исполнительный комитет в июне 1925 года подал ходатайство о переименовании Херсона во Владимировск.
Известие об этом в номере от 10 июня 1925 года опубликовала газета «Правда». Она сообщала, что идея родилась в связи со смертью бывшего наркомпроса Украины товарища Владимирова. Он был уроженцем Херсона, где «протекала в меньшей степени его революционная деятельность».
Херсонский съезд советов сначала подал во Всеукраинский центральный исполнительный комитет (ВУЦИК) о переименовании Херсона во Владимировск. ВУЦИК его удовлетворил и направил уже свое ходатайство в ЦИК СССР на утверждение.
Идея обсуждалась на высшем уровне около месяца, но Президиум ЦИК отклонил ходатайство о переименовании города и станции Херсон во Владимировск.
Причины отказа объясняет справка Центрального управления железнодорожного транспорта. Из нее следует, что Народный комиссариат путей сообщения не имел принципиальных возражений против удовлетворения ходатайства о переименовании станции Херсон в станцию Владимировск.
Однако он указал на наличие на сети однозвучных станций: Владимир Нижегородский Московско-Курской железной дороги, Владимировка Юго-Западных железных дорог и Владимирская Северо-Западных железных дорог.
«Существует опасение, что указанное переименование может вызвать засылки грузов, неправильную выдачу пассажирских билетов и другие недоразумения», — говорилось в ответе Народного комиссариата путей сообщения.
В удовлетворении ходатайства было отказано в связи с тем, что наличие сходных по наименованию с Владимировском других пунктов может неблагоприятно отразиться на работе железных дорог в целом и Народного комиссариата путей сообщения в частности.
Еще один электронный образ, пополнивший коллекцию Президентской библиотеки, рассказывает о планах устройства порта на Карантинном острове в городе Херсоне. Этот документ появился в 1917 году.
В пояснительной записке, сохранившейся в архивах, было указано, что порты Херсона вследствие закрытия проливов, связанного с войной, совершенно бездействовали по заграничному экспорту и импорту.
Но прогнозировалось, что с открытием проливов после войны объемы работы портов значительно возрастут по сравнению с довоенной нагрузкой. Особенно, предрекалось, увеличится импорт, так как в порты ожидалась доставка большого количества иностранного военного снаряжения и угля.
В силу указанных обстоятельств предлагалось в срочном порядке расширить порты по приему угля. Наибольшего внимания Херсон удостоился благодаря судоходному Днепру.
Предполагалось, что в Херсонский порт будет ввозиться из-за рубежа ежегодно до 50 миллионов пудов угля и до 10 миллионов пудов различных грузов. Из последних предполагалась доставка до 700 тысяч пудов военных грузов.
Однако в порту Херсона в тот момент не было причальных линий, свободной портовой территории и складских помещений. В связи с этим предлагалось построить совершенно новый порт на Карантинном острове, который с одной стороны омывался Днепром, а с другой — рекой Кошевой, одним из притоков Днепра.
Судя по пояснительной записке, работа предстояла сложная, так как большая часть Карантинного острова затоплялась весенними водами и покрывалась камышами.