Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

Нина Чусова поставила в Екатеринбурге «24 часа из жизни женщины»

By Admin Июл8,2024

Впервые этот камерный одноактный мюзикл композитора Сергея Дрезнина увидел свет в 2015-м в парижском Théâtre La Bruyère. Потом, обойдя сцены нескольких стран, он был поставлен в московском Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Для екатеринбургского спектакля написаны новые музыкальные номера и вдвое увеличен состав ансамбля: трио сменил секстет (музыкальный руководитель Платон Газелериди). И к трем исполнителям ролей добавился четвертый — Эксцентрик-балет Сергея Смирнова, причем тоже не для увеселения публики — он не просто изображает клиентов казино и прохожих, но обеспечивает заданный режиссером и выраженный в пластике смысл спектакля.

Новелла Цвейга — о вдове, встретившей в Монте-Карло молодого игрока в казино, пытавшейся удержать его от намерения свести счеты с жизнью и пережившей ночь безумной любви, откровенно мелодраматична и считывается, как моментальное фото — вся, целиком. Включая неотвратимый трагический финал и душеспасительную мысль о том, что иные 24 часа стоят целой бесцветной жизни.

Музыкальный жанр предполагает упрощение фабулы, но замещает утраты новыми эмоциональными возможностями театра и самой музыки, многократно усиливающей бушующие в душе героев страсти. Написанное Дрезниным ближе к опере, чем к привычному мюзиклу. Там есть номера, имитирующие французский стиль, есть отзвуки Мишеля Леграна, есть прекрасное, обреченно звучащее танго и немного джаза, но в основном музыка приближена к разговорной речи и в нее вплетена, порой доходя до воплей отчаяния. Что уже ставит перед актерами задачи рискованной сложности, хотя труппе этого театра к таким вызовам не привыкать.

Нина Чусова привносит в сюжет свои, менее доступные литературе смыслы. Трио главных героев существует на фоне фигур, задающих пластический рисунок самой их жизни. Жизнь вне любви — жизнь робота или зомби, жизнь конвульсивная, изломанная, больная. Все преображает любовь: мир распахивается, руки становятся как крылья. Рукам отведена важная роль: у Цвейга Мадам К. ходит в казино наблюдать не игроков, а их руки — цепкие, жадные, азартные, хищные, расчетливые, руки в отчаянии, руки шулеров… Руки — лейтмотив спектакля, и в момент высшего душевного подъема они предвещают драму. Эксцентрик-балет Сергея Смирнова становится еще одним главным героем — не только пластически, но и типажно, и актерски.

Фото: Татьяна Андреева

Сценография Евгении Швец лаконична: фотографические фоны с кинематографической легкостью переносят нас с переулков Монако на вокзал или в собор. Свою нежную мелодию ведут туалеты Мадам К, вернувшейся в свою молодость. Менее удачны, на мой взгляд, костюмы героя, как бы лишающие его возраста.

Рассказчик здесь — психотерапевт, к которому пришла разуверившаяся в жизни Мадам К. Он ассистирует ее рассказу, становясь то крупье в казино, то начальником станции, священником, боем в отеле… Вещь, изначально рассчитанная на трех исполнителей, теперь выглядит многонаселенной, причем каждый персонаж оттеняет судьбу главную — судьбу Женщины. Рассказчика, каждый по-своему, играют Олег Прохоров и Игорь Ладейщиков: первый более сдержанно, второй более колоритно, гурмански смакуя каждую реплику. В роли Юноши мне показался более убедительным Сергей Тоцкий — он мастерски жонглирует светом и мраком в характере и судьбе своего трагического игрока жизнью. Еще более молодому Даниилу Огневу, чей оригинальный талант засветился в недавнем актерском конкурсе, еще предстоит соединить взрывную, до истерик, эмоциональность роли с ощущением глубинных процессов, бушующих в этой душе.

Спектакль поставлен как бенефис одной из звезд театра Светланы Кочановой и стал новым открытием этой характерной актрисы, великолепной Прасковьи Федоровны из «Мертвых душ» и Голды из «Скрипача на крыше»: она оказалась способна столь же филигранно играть драму, почти трагедию. Только из-за нее хочется смотреть спектакль снова и снова, чтобы не упустить бездну оттенков состояний ее героини. Ее безумной веры в свою миссию спасти юношу от пагубной страсти, ее способности безоглядно отдаться любовному порыву, ее неумирающих надежд. Здесь театральные школы, казавшиеся несовместными, — музыкальная и драматическая — соединились так неожиданно и органично, дав феерический результат, как в театрах мюзикла и оперетты почти не бывает. Что лишний раз говорит и об уникальности этой труппы, и о проницательности ее нового главного режиссера Нины Чусовой. Этим стильным спектаклем она делает заявку на освоение театром-первопроходцем новых, еще не взятых вершин.

Спектакль идет на Малой сцене имени Михаила Сафронова.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *