— Главный урок, который можно вынести, заключается в следующем. Пятая республика со времен ее основания генералом де Голлем в 1958 году функционировала следующим образом. Или президент страны с большими полномочиями обладает большинством в парламенте и все идет по его плану, или у него его нет. И в этом случае наступает «сожительство», что было во Франции четырежды. Хозяин Елисейского дворца оставлял за собой внешнюю и оборонную сферы, а премьер занимался прочими вопросами. Вполне работающий вариант. Но сейчас сложилась совершенно иная ситуация. У Эмманюэля Макрона, то есть у его президентского альянса, нет большинства в Национальном собрании, но его нет ни у одного политического альянса. Ни у левого «Нового народного фронта», ни у правого «Национального объединения». Три блока имеют примерно одинаковое, у кого чуть меньше, у кого чуть больше, число депутатских мандатов.
По большому счету главной задачей нового премьера Франции станет принятие годового бюджета
Причем, по моему мнению, вместе они не смогут по крайней мере сейчас договориться. А по нашей Конституции в таком положении президент может либо объявить о проведении референдума с тем, чтобы народ решил, как быть в такой ситуации, либо подать в отставку с последующими президентскими выборами. Но, как все поняли, Макрон не собирается уходить с поста, а при новом парламенте страна рискует потерять управляемость. Такого еще не было во Франции за последние почти семь десятилетий. Возникает вопрос: а почему, допустим, лидер Жан-Люк Меланшон из блока «Новый народный фронт», который по итогам второго тура выборов добился солидного числа депутатов, не может попытаться сформировать правительство? Ответ прост: у него всего 184 мандата, а этого недостаточно. К тому же другие фракции, ни «лепеновцы», ни сторонники Макрона, его не поддержат. Слишком разнятся их политические взгляды и программы. Меланшон, к примеру, призывает к отмене пенсионной реформы, на что альянс центристов «Вместе за республику» никогда не пойдет. Говорят также о том, что часть «Нового народного фронта», а конкретно социалисты, «зеленые», могут, мол, договориться с макронистами. Но даже если это произойдет, у них также не будет достаточной поддержки в парламенте для формирования кабинета министров.
Наиболее реальный вариант — это так называемое «техническое правительство», которое возглавит человек, пользующийся большим авторитетом среди французов. Может быть, не связанный с госинститутами, а имеющий отношение к иным сферам. По большому счету главной задачей нового премьера станет принятие годового бюджета. Такой технический кабмин просуществует не более года, после чего президент сможет снова распустить парламент и назначить новые выборы. В ближайшее время, как мне представляется, состоятся переговоры за закрытыми дверями как между партиями, так и в Елисейском дворце. Тем, что называется «текущими делами», накануне летних Олимпийских игр, займутся подавший в отставку премьер Габриэль Атталь и некоторые его министры. Что касается партии «Национальный фронт», то она серьезно увеличило число депутатов с прежних 89 до 142. Однако большинства, на что рассчитывала, не получила из-за сговора между центристами и левым альянсом.