Стройка собственного театра, пока под условным названием «концертный центр», с двумя зрительными залами и современным оснащением, в «Сириусе» идет ускоренными темпами, его торжественное открытие обещают в нынешнем декабре. Но зрителей (и театры) к его появлению начали готовить заранее.
В прошлом году стартовали сразу спектаклями Большого, «Урал Опера Балета» и Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В этом темп не снизили: Мариинский балет, Пермский театр оперы и балета, Театр Леонида Якобсона из Петербурга. Репертуар — от классики авангарда ХХ века до легендарного русского академизма. И все это на сцене Университета «Сириуса» — лишенной оркестровой ямы и сложного театрального оборудования, напоминающей своей вытянутостью скорее кинотеатр и, кажется, совершенно не предполагающей балетных постановок. Тем не менее для фестиваля не только в принципе нашли репертуар, совместимый с заданными условиями, но каждый вечер представляли одну из лучших премьер последних лет в исполнении лучших российских компаний.
На старте в этом году выступил Пермский балет, показавший уникальную программу — постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта. Это единственная сегодня российская труппа, обладающая правами на их исполнение. Вероятно, благодаря необычной сцене спектакли приобрели необычное звучание.
Приближенные к зрителю буквально на расстояние вытянутой руки, они позволяли рассмотреть работу артистов «крупным планом», чего не предполагает стандартная балетная сцена, непременно отделенная от зрителя оркестровой ямой. И свадебный обряд, решенный у чешского хореографа скорее как мистерия, внезапно приблизился к сюжетному спектаклю. Да и «Вторая деталь» Форсайта обнаружила битву конкретных характеров. При этом линии танца были настолько строги, что внезапно отсылали к неоклассической эстетике Баланчина с ее законченной красотой.
На старте выступил Пермский балет, показавший уникальную программу — постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта
Добрая лошадка русского классического репертуара «Дон Кихот» в версии Балета Леонида Якобсона создана датчанином Йоханом Кобборгом. Он взбодрил его необычными сюжетными ходами (так, интрига внезапно закручивается вокруг самого Сервантеса) и свежими режиссерскими идеями, благодаря этому спектакль вернул давно утраченные упругость и резвость. При этом пришлось отказаться от обаятельной сценографии француза Жерома Каплана, не вписывавшейся в формат сцены. Заменившие ее проекции спектакль не украсили, но этот компромисс дал возможность зрителям увидеть — впервые в «Сириусе» — полнометражный классический балет, что сделало его появление большим событием и было встречено с восторгом.
Завершился фестиваль двумя вечерами Мариинского балета, который составил программу из легендарной постановки «В ночи» Джерома Роббинса и «Concert DSCH» Алексея Ратманского, который стал одним из европейских балетных хитов последнего десятилетия. Но если второй спектакль почти без потерь вписался в новое пространство, то первый, как ни странно, в «сплюснутом» состоянии довольно много потерял — из него будто выкачали вечность. Впрочем, когда танцуют такие мастера, как вышедшая в Третьем дуэте Виктория Терешкина (Мариинский театр не поскупился и прислал на маленькие гастроли артистов первого ряда — Мей Нагахису, Надежду Батоеву, Ренату Шакирову, Кимина Кима, Филиппа Степина), то достаточно сфокусироваться на их танце, чтобы не замечать других обстоятельств.
Был на фестивале в «Сириусе» и еще один спектакль: на открытом воздухе показали видеозапись классической «Жизели» Большого театра со Светланой Захаровой и Сергеем Полуниным в главных партиях. Несмотря на не лучшую погоду, зал был полон. Также «параллельная программа» дала возможность всем желающим встретиться с руководителями приехавших компаний. Паблик-ток с публикой провела и Захарова, пообщаться с которой пришло много детей, прошедших профессиональный отбор и собравшихся со всей страны на балетную смену в образовательный центр «Сириус».
При таком комплексном подходе в «Сириусе» скоро появится своя балетная публика. А учитывая, что цены на билеты стараются держать на щадящем уровне, Дни танца на федеральной территории становятся все привлекательней для балетоманов всей страны.